Найти в Дзене
Светлана Майская

Мымра не права: 3,5 неприемлемых момента в поведении Калугиной

Оглавление

Приветствую вас, дорогие читатели!

«Ну, сколько можно копаться в классике! Неужели нельзя просто наслаждаться блистательной игрой наших замечательных артистов?!», – справедливо могут воскликнуть почитатели советского кинематографа (к которым и я себя отношу).

Известный фильм великого режиссера Эльдара Рязанова «Служебный роман», давно занимающий почетное место в «Золотом фонде» мирового киноискусства, неоднократно подвергался анализу недоброжелателей и неравнодушных зрителей.

Существует множество вариантов интерпретации взаимоотношений между действующими лицами фильма и разбора каждого персонажа в отдельности, даже есть прекрасные прогнозы будущего главных героев.

Кто-то в погоне за лайками и рейтингом не стесняется, коверкая сюжет, нести такую, прости Господи, «ахинею, жуть и муть», что диву даешься! Но «это же не наш метод! Где гуманизм?!». Скажу сразу, я не вижу смысла акцентировать внимание читателя на каких-то недочетах или ляпах в фильме, пусть даже и очевидных, также не собираюсь писать в негативном ключе, искать какую-то подоплеку, и уж тем более чернить образы, созданные нашими прекрасными артистами. Хочу просто разобрать (надеюсь, с помощью читателя) некоторые моменты в фильме, которые вызывают вопросы и по субъективным причинам не заслуживают одобрения.

Итак, думаю, все согласятся, что положительных героев, как таковых, в фильме нет: у кого-то больше недостатков, у кого-то – меньше. Конечно же, принято считать очевидным, что главные герои (Новосельцев с Калугиной) являются олицетворением морали и нравственности. Однако хотелось бы поговорить о самом положительном киноперсонаже – о директоре-«мымре» Статучреждения (типаж которого идеально воплотила всеми любимая Алиса Бруновна Фрейндлих), а вернее – уточнить определенные аспекты поведения Калугиной, компрометирующие образ правильного руководителя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кто тут главный, или кто в доме хозяин?

Первый момент – это критика Новосельцева. На мой взгляд, было не корректно со стороны Калугиной отчитывать «вялого и безынициативного работника» в присутствии новоиспеченного зама. Зачем Людмила Прокофьевна вызвала Анатолия Ефремовича именно тогда, когда нужно было посвятить в курс дела Юрия Григорьевича? Неужели нельзя было сначала дать ЦУ Самохвалову, а потом уже обсудить все недостатки в работе Новосельцева? Или, мол, заместитель – такой же руководитель, человек свой, чего тут такого? Дело-то житейское! Подумаешь, так, между делом, впихнула в первый разговор со своим новым помощником пару нелицеприятных слов о провальном отчете горе-сотрудника, вызвав тем самым у этого сотрудника чувство дискомфорта и неловкости, (хоть, по всей видимости, Новосельцев особо не придал этому значение, но все-таки) да заодно выставив его в неблагоприятной виде перед его старым товарищем. Или это просто демонстрация своей власти и непререкаемого авторитета, в том числе перед замом? – Вряд ли. И наконец, обозвав Новосельцева «ротозеем» (пускай даже заслуженно), товарищ директор нарушила Кодекс этики (ну, Анатолий Ефремович еще отыграется за это, но об этом далее).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Фантомас разбушевался», или «маленький раскардаш» в доме Самохвалова

Кстати, мне вот интересно: никого не удивляет надомное собрание коллег по случаю назначения нового начальника? Разве так раньше практиковалось? Ясно, что это продуманный ход расчетливого карьериста, но это бы выглядело более естественно, если бы Самохвалов был сотрудником, который давно работает в учреждении, где его знает, уважает и ценит коллектив, и в связи с повышением в должности, он, естественным путем, проставляется. А тут, еще не проработав ни дня, приглашать к себе домой незнакомых людей (что примечательно, которые в этот вечер оказались как раз свободны)… ну, не знаю, по-моему, выглядит несколько странно.

Но вернемся к «нашей мымре». Одинокий нелюдимый «сухарь» с тонкой душевной организацией оказался в гостях. Понятно, что Калугиной и даром не нужны все эти танцы, коктейли и разговоры про Швейцарию, но она из уважения к своему заместителю принимает его приглашение отметить его вступление в должность. Однако в разгаре застолья, устав от шума (или негоже начальству с подчиненными пить из одного кубка? – да не, бред, наш директор не такая!), Людмила Прокофьевна, как истинный интроверт, белой вороной, отбившись от коллектива, решает уединиться (интересно, сколько бы она еще листала журналы, если бы за ней с подачи Самохвалова не решил приударить Новосельцев?). На мой взгляд, было бы целесообразнее просто попрощаться со всеми и поехать домой, а не сидеть в чужом доме в гордом одиночестве (наверняка и сослуживцы это обсудили). Но, если бы так, то, разумеется, не было бы фильма, ну или, по крайней мере, сюжет протекал иначе. И дальше по сценарию товарищ Калугина открыто продолжает показывать свою неприязнь к товарищу Новосельцеву, стараясь терпеливо и сдержанно-вежливо игнорировать его назойливость. Ясное дело, Калугина Новосельцева ни во что не ставит (по большому счету, он действительно не вызывает симпатии и уважения), ей абсолютно безразличны все его знаки внимания, но хотя бы уважительное отношение к человеку надо иметь, и называть его по имени-отчеству. Ну, а чем закончились ухаживания «отца двух детей», всем хорошо известно.

Да, вот еще что вспомнилось: жена Самохвалова, видимо, находясь под впечатлением от кульминации вечеринки, провожая униженную и оскорбленную, вдогонку ляпнула начальнику мужа: «Ну, вы звоните»)) Хотя, впрочем, после таких выкидонов «тихого, мягкого, безобидного человека» – этого никто не услышал.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Фигура третья» счастливая

Преобразившаяся Золушка, наплевав на статус и забыв о присутствующих, демонстративно воркует со своим принцем. Очевидно, что «мужик в юбке», наконец почувствовавшая себя женщиной, летает на крыльях любви (О, чудо! Свершилось! И это прекрасно!), но нельзя все-таки начальнику при всех так явственно проявлять свои «чуйства» к пусть и милому сердцу, но подчиненному. Запомни, дочка: пока ты официально не стала Новосельцевой – не бросай тень на честь советского руководителя! А потом еще эти амурные бега с порчей казённого имущества и созданием дополнительной работы для уборщицы... Вот что любовь-то животворящая делает! В общем, пойду-ка я, пожалуй, в очередной раз восхищусь одной из моих любимых картин. Спасибо, что дочитали!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

P.S. Пока готовилась к публикации данная статья, были присвоены Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени народным артистам СССР Алисе Фрейндлих и Олегу Басилашвили! Искренне рада за Нашу Гордость! Здоровья и творческого долголетия, дорогие и уважаемые Алиса Бруновна и Олег Валерианович! Пусть хранит Вас Бог!

-5

«Разбор полётов» книги и экранизации смотрите в статье «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе», а про положительные черты графа Мерзляева читайте тут.

Благодарю за внимание!
Если Вам понравилась статья - делитесь своими впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на мой канал!
До скорых встреч!