Кажется, как можно не знать фильмы, которые люди нашего поколения выучили наизусть, и пересматривают постоянно? «Белое солнце пустыни», «Служебный роман», «Гараж», «Кин-дза-дза», «Место встречи…», «Иван Васильевич…» и многие другие.
Должен признаться: я ни один из них не смотрел, и не тянет. Собственно, у меня и телевизора-то не было. Чудачество?
Конечно, в детстве я бегал в кино с великим удовольствием. Первой картиной, которую довелось увидеть в 1953 году в клубе, были «Неразлучные друзья». Я мало что понял, но некоторые сцены запомнились.
Разумеется, фильмы 1950-60 годов не проходили мимо. Мы, мальцы, с жаром припоминали эпизоды: «А этот этому как даст!».
Но тут случилось памятное: я посмотрел фильм «Пепел и алмаз» Анджея Вайды. Фильм просто ошарашил.
Во-первых, до меня дошло, что такое настоящее кино. Все, что смотрел ранее, на его фоне вспоминалось жалкой поделкой.
Действие картины разворачивается в течение одной ночи, на фоне празднования победы. Но сколько всего происходит! Вспомним зажигание стопок спирта в память погибших. А сцена в костеле? Просто мурашки по коже. Допрос «аковцев» - подпольщиков. И параллельно пошлый банкет «победителей».
Игра Збигнева Цибульского бесподобна. Не зря его портреты, вырезанные из журналов, висели в комнатах (у меня тоже висел!).
Во-вторых, фильм заставлял задуматься о том, что не все так просто, как писали в наших учебниках. Трагедия бойцов Армии Крайовой – страница истории, о которой помалкивали.
Финал фильма – потрясающий.
После него я уже не мог смотреть ни один «совковый» фильм! За двумя исключениями: «Застава Ильича», и «Асса». Правда, второй несколько испорчен плохой игрой Говорухина. Тем не менее, он остается первым и последним настоящим фильмом СССР.
Фильм «Пепел и алмаз» старый, но советую его посмотреть.