В начале мая в Анкаре была проведена встреча глав железнодорожных компаний России, Турции и Азербайджана, результатом которой стало подписание меморандума о развитии железнодорожных перевозок. При этом, одним из путей решения данного вопроса предлагается развитие железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
Изначально предполагалось, что данная магистраль должна была в четыре раза сократить сроки доставки грузов из Китая в страны ЕС, и пропускной потенциал БТК позволял это делать, составляя 6,5 миллионов тонн груза в год. Однако, не смотря на всю проведенную в рамках проекта рекламную компанию и поднятую шумиху в СМИ в настоящее время по этой магистрали перевозится около 100 тысяч тон груза в год.
Причиной этому послужило то, что Китай изначально рассматривал данную магистраль как резервную, на случай ухудшения отношений с Россией. Однако теперь только Россия и может спасти данную магистраль, так как присоединение к проекту даст заметный прирост грузопотока на магистрали.
Предполагается, что основной причиной увеличения грузопотока на БТК послужит перераспределение части торговли России с Турцией с морского способа доставки грузов на железнодорожный. Тем самым это сильно повисит прибыль железнодорожных компаний. А это немаловажно для Грузии, взявшей у Азербайджана кредит на постройку своего отрезка магистрали.
Как уже говорилось ранее, Азербайджан, Турция и Россия уже подписали соглашение о сотрудничестве. Однако нежелание Грузинской стороны начать работать совместно со своим северным соседом не позволяет развиваться многомиллиардному проекту.