Найти тему
FilmSpace

Как реагировать на критику?

Как реагировать на критику? Вечный вопрос. Всегда актуальный, всегда неоднозначный.

На мой взгляд, существует два вида критики.
Первый — токсичный. Подобная критика сфокусирована на негативе: рецензент, пользуясь своей властью (часто в роли таких критиков выступают редакторы), пытается препарировать ваш сценарий, указывая исключительно на слабые места. Ему не нравится буквально все: история недостоверна, герои неубедительны, не хватает динамики, диалоги плохие, даже имена у героев странные. Он с большим удовольствием разносит вашу работу, наслаждаясь каждой правкой.

Такая критика крайне деструктивна: пройти дистанцию большого проекта с таким человеком априори сложно. Я несколько раз становился свидетелем того, как редакторы выжимали сценариста, не оставляя в нем ни капли творческой энергии. Почти всегда в таких случаях сценарист теряет интерес к проекту — либо уходит, либо начинает его саботировать, делая свою работу плохо. Процесс создания сценария начинает быть похожим на трамвайную ссору, в которой каждая из конфликтующих сторон считает необходимым доказать, что именно она — сильнее и правее.

Что делать в таком случае? Понять, в чем проблема. Если все дело в человеке, который отчаянно рубит вашу работу, нужно попробовать выйти с территории правок в тексте
на территорию живой коммуникации. Попробовать поговорить с ним — вполне возможно, он не такой уж и плохой парень, а правки — всего лишь способ донести до вас некую более важную мысль. Вполне возможно, вы подружитесь, и его/ее тон станет более человечным. Если вы все же нарвались на «редактора-наци», принимайте решение: если проект вам дорог, подключайте к вашей коммуникации продюсера — он снизит воинствующий пыл своего подчиненного. Но если даже продюсер не хочет вмешиваться, уходите с проекта. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на идиотов.

Второй вид критики — созидательный. Столкнувшись с адекватным редактором или продюсером, вы сразу понимаете несколько важных моментов: этот человек понимает, как сложно писать; он по-настоящему хочет, чтобы вы написали этот проект; он в целом приятный человек. Это не значит, что он делает вам поблажки, но в процессе общения он демонстрирует то, что всерьез хочет понять вас и пройти с вами этот путь. Перед тем, как критиковать, он всегда хвалит, даже если ваш разговор прошел не просто, он имеет мужество закончить его на позитивной ноте. Он становится вашим деловым партнером, с которым вы вместе реализуете прекрасный проект. Именно с такими редакторами работать приятно и весело. На мой взгляд, только внутри такой коммуникации может родиться что-то по-настоящему стоящее.

Важно понимать, что критика — неотъемлемая часть нашей профессии. Ее не нужно бояться, ее нужно фильтровать. Слушать и быть услышанным. Не бояться отвечать и вступать в дискуссию. Только так на свет могут появиться по-настоящему живые и интересные проекты.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал - https://t.me/dmitryabeziaev