Иван Капитонов, сценарист:
Я узнал об этой истории давно, лет десять назад. Вышел на Наташу Науменко, познакомился. На основе ее воспоминаний написали поэпизодный план. Наташа была крайне щепетильна в подробностях - кто и когда куда-то пришел, кто и кому что сказал. Я со всеми встречался, несколько раз ездил в Петербург, общался с музыкантами «Зоопарка» и другими участниками событий. Собирал материал. Получилась лирическая история об учителе и ученике и женщине. Я подключал в процессе разных потенциальных соавторов, но история не взлетала. Параллельно прочитал несколько сценариев о Цое того же периода, но все они были все-таки слишком акварельными и, как мне кажется, им не хватало нарратива. Наш с Наташей текст несколько раз предлагали купить, но я отказывался, потому что чувствовал, что люди могут испортить историю. Пару лет назад, на съемках «Маршрут построен» познакомился со Светой Устиновой и через нее вышел на Илью Стюарта. Как оказалось, у его партнера были права на музыку и образ Цоя. Он загорелся, мы обсудили условия (для меня было важным, чтобы Наташу Науменко не бортанули и чтобы она была в деле) и все закрутилось.
Мы позвали Пашу Руминова, который переписал сценарий уже с диалогами, но он оказался слишком фантасмагорическим, поэтому подготовку остановили фактически накануне съемок (уже был кастинг, уже нашли часть объектов). Подозреваю, что именно эту версию сценария читал Гребенщиков. Потом мы с продюсерами разбежались, права на текст остались у них. Дальше к тексту подключали целую череду авторов, потом появился Кирилл, потом появились Идовы и проект запустился с новым режиссером (последовательность событий здесь знаю плохо). В результате финальный сценарий вобрал в себя воспоминания Наташи Науменко, какие-то мои наработки, какие-то атмосферные темы Паши Руминова и стал тем фильмом, который мне лично нравится и за который я лично очень благодарен всем создателям. Я в титрах указан как автор идеи, что, собственно, абсолютно соответствует реальности - по сути, я был двигателем проекта до определенного этапа, пытаясь объединить амбиции и таланты разных людей. Вот и вся история.
Добавлю - лирическая история Наташи, Майка и Цоя в фильме ровно та же, что и в ее воспоминаниях и в нашем первоначальном драфте. А вот все остальное сверху - форма мюзикла, обращение к великим западным песням - это все пришло в результате вот такого длинного сценарного девелопмента. Но я подчеркну - мне все это дико симпатично и я считаю, что фильм нашел близкую к идеальной форму.