Найти тему
Медиабревно

О ютьюбизации реальности

Когда-то я писал о феномене инстаграмизации реальности. Ютьюбизация – это не один из вариантов инстаграмизации, хотя оба процесса отчасти связаны тем, что вытесняют так называемую «оффлайн-реальность». Интернет гораздо шире одного YouTube, но YouTube выбран как средоточие всего, что есть в интернете.

Что конкретно делает YouTube? Он дает контент, который, конечно, как и все остальное вокруг нас, лишен содержания, а есть лишь чистая форма. Потоковое видео, на разные «темы»: коты, дети, все альбомы твоего любимого исполнителя, комментарии комментариев, распаковка товаров, смешные случаи из жизни, аудиокниги, интервью со звездами. В этом явлении есть все: даже то, что кажется несуществующим, там есть. Это уникальный механизм потребления в его медиаформе. На ваших глазах контент потребляет сам себя. Вы даже не потребитель, а только свидетель потребления. Потому что вы по сути не нужны ютьюбу: он сам генерирует контент, сам автоматически его запускает, сам потребляет. Но вы как свидетель все равно продолжаете смотреть на это самодостаточное существо. Оно все делает за вас: запускает себя, рекомендует себя, прокручивает себя снова и снова.

Вы не нужны ютьюбу, однако он позволяет вам быть вуайеристом, подсматривать за ним, только бы вы не отвлекались ни на что иное. Ему это удается. Он существует не ради просмотров или лайков, а только ради бесконечного роста, увеличения, прогресса, возрастания. Не он сделал вас вуайеристами, вы сами сделали себя. А что еще вам остается делать? 16 часов в сутки вы тратите на продажу своих производительных сил и восстановление и регенерацию, и даже 8 часов сна есть только еще одна часть необходимой регенерации. Даже когда появляются силы и время, чтобы посвятить себя чему-то еще, кроме восстановления, вы уже не готовы искать место приложения этих сил. Тогда как ютьюб и есть то идеальное место, свободное от труда и регенерации; туда нельзя попасть, на это место можно только смотреть, но смотреть это и значит там быть, других возможностей общество потребления больше не предоставляет.

И так человеку больше не нужен становится секс. Важно, что на самом ютьюбе секса нет. Подсматривающий замечает, что в той реальности нет секса, а сам процесс подсматривания замещает ему секс в оффлайн-реальности. Сам ютьюб не ставит своей целью уничтожить секс, у него нет целей, кроме разрастания. Ютьюбу секс не нужен, потому что он размножается без секса, делением, дроблением, почкованием.

Сам ютьюб не ставит своей целью уничтожить секс, у него нет целей, кроме разрастания. Ютьюбу секс не нужен, потому что он размножается без секса, делением, дроблением, почкованием.

Ютьюб замещает человеку не только секс (но и образование, прогулки, хобби, еду), тогда почему важен именно секс? С окончанием двух возможных проектов построения коммунизма (революция и эволюция, то есть социализм) у человечества осталась еще одна зацепка, которая может дать разгореться утопическому импульсу. Секс есть такой вариант объединения людей (пусть и на короткий период), когда ничего не производится и ничего не потребляется. Назло капитализму, они перестают быть вовлеченными в процесс производства и в процесс потребления. Более того. Ранее атомизированные личности, теперь занимающиеся сексом люди впервые становятся заодно, первым звеном в цепочке, которая может привести к общественному устройству жизни. Поэзия сердца перекрывает прозу житейских отношений.

Здесь стоит подчеркнуть, что имеется в виду только тот тип секса, который не подразумевает товарно-денежные отношения (различные виды проституции), алгоритмизацию (онлайн-приложения), институциональное давление (секс по согласию, но без желания) т.д. Такие виды секса скорее служат капитализму и встроены в его логику.

Что возвращает нас к ютьюбу. Подсматривающий за ютьюбом, таким образом, становится еще и подсматривающим за ютьюбизацией реальности. Только в этот раз он не только подсматривает, но и сам становится субъектом, направляющим свои «пассивные усилия» на ютьюбизацию. Поскольку ютьюб замещает ему все, подсматривающий больше не видит надобности в коммуникации с другими людьми. Вместе с секс-драйвом пропадает и драйв к перемене мира, к выходу за пределы капиталистической реальности. Не только вера в Утопию, но даже сама мысль об Утопии угасает. Остается только «Проиграть следующее».

Но ты уже проиграл.

Ray Garraty