Найти в Дзене
PROМайкоп

Адыги и уникальная сбруя для коней.

Адыги прославили себя не только тем, что вывели знаменитые породы лошадей; они прославили себя и тем, что создали уникальную конскую сбрую, которая тоже целиком и полностью была оптимально приспособлена к военному времени и к условиям долгих переходов. Лошадь максимально удобно себя чувствовала, например, с адыгским седлом («адыгэ уанэ»). Кроме него к конскому снаряжению относятся стремена, уздечка, недоуздок, потник, вальтрап, плети, седельный топорик, треноги, аркан, грудные и хвостовые ремни, арчак, т. е. деревянный остов седла, обтянутый кожей («уанэпхъафэ»), седельная подушка («уанэгу щхьэнтэ»). Именно эти две составляющие седла отличали его от седел всех народов мира. Кабардинское или адыгское седло («адыгэ уанэ») было удобным для лошади и для всадника. При длительном переходе на других седлах быстрее устают и всадник, и конь, а на кабардинском очень удобно сидеть и не знаешь никакой усталости, сколько бы ни находился в седле. Такое же удобство испытывает и сама лошадь. При этом следует также отметить, что на этом седле очень удобно вести бой во время войны. Седло придавало свободу посадке воина, и он свободно переворачивался в разные стороны, что имело решающее значение во время кавалерийской атаки. Конструктивные особенности этого седла не позволяли касаться ни позвоночника, ни загривка лошади, что тоже имело большое значение для нее во время битвы и длинных переходов. Многие иностранцы и русские офицеры и солдаты по достоинству оценили все плюсы адыгского седла и всячески старались приобрести его. Например, Дж. Лонгворт писал по этому поводу следующее: «Приготовившись взобраться на лошадь, я обратил внимание и был поражен особенной формой седла: оно было сделано из совершенно легкой древесины, покрыто красным сафьяном и увенчано небольшой плоской и продолговатой подушкой. Она была толщиной в два дюйма, набита шерстью и обтянута красной и черной кожей и отделана серебряной тесьмой. От середины изгиба седла к концам спереди и сзади поднимается кусок дерева в 4 дюйма, полированный с черным концом. Усевшись между ними впервые, я подвергался огромному риску не только потому что эти выступы могли пронзить меня, но и из-за короткого стремени, которое поднимало мои колени на уровень седла, и при первом же путешествии верхом я мог быть выброшен из него. В отличие от седел турков, ничто также не дает отдыха ногам, как это седло, которого касаются только каблуки и бедра. Через какое-то время я привык к нему и по достоинству оценил его преимущества как боевого седла. Черкесы поворачиваются в нем с величайшей легкостью и могут, подобно древним парфянам, стрелять назад на полном скаку, а также, держась за передний деревянный выступ, могут перегнуться почти под брюхо своего скакуна и на полном карьере поднять все что угодно с земли. Их посадка на спине лошади по сравнению с тяжелым турецким или плоским европейским седлом кажется игрушечной: то же можно сказать и об их весе, который составляет половину первого и треть второго... во время утомительных походов и набегов, которые они совершают, очень сильно сказываются несколько лишних или недостающих фунтов веса».

Говоря о черкесском седле, надо отметить, что адыги изготовляли несколько видов седел: парадное, детское и боевое. Именно последнее производилось и экспортировалось в наибольшем количестве. Как было отмечено выше, оно отличалось своим незначительным весом, высокой прочностью и удобством в эксплуатации, особенно в условиях боевых действий и длительных походов. Следует также отметить, что и остальные вышеперечисленные конские принадлежности были максимально приспособлены к этим условиям и не причиняли никаких неудобств и лошади, и всаднику. Обязательным составляющим конской принадлежности были путы («лъахъэ»). Они были двух видов: путы на передних ногах («пк1э лъахъэ») и треноги («щэлъахъэ»), которыми связывали передние ноги и одну заднюю. Чаще всего адыгские воины пользовались треногами. Но следует отметить, что они никогда не спутывали лошадей на ночь. Это делалось с тем, чтобы чужому невозможно было поймать и увести лошадь и волк или шакалы не загрызли ее. Дело в том, что с треногой она фактически не может двигаться и становится уязвимой. Поэтому треногами пользовались в основном днем во время привала и короткого перерыва во время приема пищи всадниками или других мероприятий. Треноги были очень удобны для лошади, они никакого вреда не наносили ее ногам, т. к. изготовлялись из мягкой и широкой кожаной веревки и застегивались костяными застежками, которые можно в одно мгновение расстегнуть, что имело немаловажное значение для воина, который мог в любой момент седлать коня и тронуться в путь или ринуться в бой. В этой связи А. С. Марзей приводит любопытные слова русского офицера Ф. Ф. Торнау. Он, в частности, пишет, что «употребляли весьма простой и удобный способ спутывать лошадей треногами, отнимающими у них возможность далеко уходить и делать скорые прыжки. Тренога состоит из двух широких сыромятных ремней, одного длинного и другого короткого, связанных между собой в виде латинской ,,Т”; на концах этих ремней находятся петли из узких ремешков, застегиваемые на костяные чеки. Коротким ремнем спутываются обе передние ноги несколько выше копыта, а концом длинного ремня обвязывается одна из задних ног выше колена. Петли с чеками позволяют растреножить лошадь в одно мгновение, что имеет особую важность в быту горца, встречающего так часто надобность, в случае неожиданной тревоги, вскочить на лошадь, не теряя времени». Таким образом, лошадь занимала особое место в жизни многих народов, в том числе адыгов (черкесов), на протяжении многих веков. Она фактически ускорила темп жизни и значительно облегчила существование людей. Кони широко использовались в военных целях, и этому занятию было подчинено их воспитание. Адыги (черкесы) вывели несколько пород лошадей, которые были выносливыми, неприхотливыми и исключительно преданными своему хозяину. Именно эти качества обеспечивали успех на полях сражений, которыми была полна жизнь адыга (черкеса). И неслучайно адыгская кавалерия являлась одной из лучших в мире. К боевым действиям и длинным переходам была целиком и полностью приспособлена и адыгская конская сбруя. Она была легкой и удобной как для лошади, так и для всадника. Лошадь для адыга (черкеса) была больше чем лошадь: она являлась неотъемлемой частью жизни, т. е. важнейшей составной частью его культуры.