«Компания Tallink восстанавливает свои заходы в петербургский порт. Tallink & Silja Line более пяти лет назад осуществляла эти заходы. В навигацию 2020 года 30 апреля и 2 июня компания сделает два тестовых захода с целью организации в дальнейшем регулярных заходов в порт. В перспективе мы сможем увидеть хорошую альтернативу и партнера в лице Tallink & Silja Line» - сообщил в ходе пресс-конференции в ТАСС коммерческий директор АО «Пассажирский порт "Морской фасад"» Алексей Панфилов.
История.
После распада СССР и банкротства Балтийского морского пароходства паромное сообщение Ленинграда - Санкт-Петербурга с европейскими портами было прекращено.
В 2000-х годах несколько раз предпринимались попытки наладить паромное сообщение Санкт-Петербурга с портами Балтики. В начале 2000-х годов компания Silja Line открыла линию Хельсинки-Петербург (паром Silja Opera). Для увеличения количества пассажиров Минтрансом РФ была предпринята попытка признать Silja Opera круизным лайнером (в этом случае финским туристам не требовалась бы виза). Но судно, вмещающее около 1400 пассажиров, в среднем заполнялось на 40%, поэтому летом 2004 года оно было переведено на другую линию.
В 2004 году компания Tallink открыла паромную линию Хельсинки – Таллин – Санкт-Петербург (паром Fantaasia), а компания Silja Line открыла линию Санкт-Петербург – Таллин – Росток (паром FinnJet).
Но с начала 2005 года компания Tallink прекратило работу линии Хельсинки – Таллин – Санкт-Петербург. Причинами стали зимний спад спроса, ухудшение ледовой обстановки, сложные визовые проблемы. Негативным образом также сказалось решения руководства Морского вокзала Санкт-Петербурга удвоить портовые сборы, начиная с января 2005 года. Компания Silja Line, которая на зиму тоже прекратила работу парома FinnJet, весной 2005 года продолжила эксплуатацию линии, но в конце 2005 года эта паромная линия была закрыта окончательно. Санкт-Петербург остался без паромов.
Последняя попытка открыть паромное сообщение была предпринята в августе 2008 года. Компания Stella Lines Oy Ltd открыла паромную линию С-Петербург - Хельсинки - Санкт-Петербург, на линии работало одно судно – паром Julia. Паром мог перевозить 1860 пассажиров (из них 766 в каютах), 430 автомашин, 50 трейлеров. Паром Julia совершал в неделю 5 рейсов между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Время в пути составляло 13,5 часов. Но в начале октября линия, которая предполагалась, как круглогодичная, была закрыта.
После закрытия паромных линий в Санкт-Петербурге постоянно озвучивались планы иностранных операторов паромных линий об организации регулярного паромного сообщения, но все эти проекты не были реализованы. Лишь в новогодние праздники компания «Экспо-тур» совместно с иностранными партнерами организовывала новогодние и рождественские круизы из Санкт-Петербурга «Пять столиц Балтики» на судах компании Tallink Silja – Festival и Victoria I . Последний такой круиз состоялся зимой 2014 года.
Наши дни.
ST.PETER LINE — кипрская частная судоходная компания, основанная в 2010 году российскими, швейцарскими и другими европейскими инвесторами вывела свой первый паром Princess Maria на маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки 21 апреля 2010 года. Уже через год 31 марта 2011 года была запущена линия Санкт-Петербург — Стокгольм, которую стал обслуживать паром Princess Anastasia. С апреля 2017 года компания MOBY SPL (ex. ST. PETER LINE) оперирует одним паромом Princess Anastasia и осуществляет регулярные круизы по маршрутам: «Санкт-Петербург —Хельсинки/Таллин — Стокгольм — Хельсинки — Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург — Хельсинки — Санкт-Петербург».