Человеческое общение - одно из сложнейших видов социальной деятельности: это процесс построения смысла, в котором задействованы все участники, фигурирующие во взаимодействии.
Разные клинические состояния способны привести к сбою коммуникативных способностей:
- нарушения развития (к примеру: аутизм, специфические языковые нарушения, синдром Дауна),
- патологии мозга (например, закрытая травма головы, повреждение правого полушария, афазия),
- психические нарушения (шизофрения), расстройства старости (например, слабоумие).
Такой тест обычно используется именно в клинической диагностике коммуникативных навыков. Анализ способностей и инвалидности пациента считается ключевым исходным местом для планирования успешного пути реабилитации, где могут укрепиться остаточные способности и, по возможности, восстановятся нарушенные элементы.
Тем не менее, несмотря на то, что фонологический, синтаксический и семантический компоненты языка можно оценить с помощью большого количества тестов, инструментов для оценки прагматических аспектов коммуникации не слишком много.
Тестирование
Оценочное тестирование содержит 5 шкал: лингвистическая, экстралингвистическая, паралингвистическая, контекстная и разговорная. Так как каждая шкала, помимо разговора, разделена на "понимание" и "производство", тест состоит из 9 абонентов.
В целом насчитывается 180 наименований: 72 основаны на подсказках специалиста, 108 - на видеозаписях длительностью 20-25 секунд каждая. Администрирование всего тестирования по времени длится примерно около полутора часов.
Тем не менее, каждый тест является модульным, по этой причине допускается управлять каждой шкалой отдельно, для того, чтобы предоставить клиницистам гибкий инструмент. Производительность оценивается на основе ряда измерений для каждого элемента, которые получены с помощью теории когнитивной прагматики, лежащей в основе исследуемых коммуникативных явлений.
Измерения возможно рассматривать как шаги, которые необходимы для понимания или создания относительных коммуникативных явлений; таким образом, чем сложнее прагматические явления, тем больше шагов они будут в себя включать.
Лингвистическая и экстралингвистическая шкалы оценивают восприятие и производство коммуникационных актов, которые выражены устным языком (языковая шкала) или жестами (экстралингвистическая шкала).
Для оценки производства лингвистических и внелингвистических актов используют следующие задачи:
- Основные коммуникационные действия.
Специалист просит пациента представить вопросы, утверждения, команды и запросы; эксперт предоставляет семантическое содержание запрашиваемого акта. К примеру, специалист спрашивает пациента: "Скажите мне, что вам холодно" или "Прикажите мне успокоиться". В лингвистическом масштабе пациент должен формировать лингвистические акты, то есть выражать себя/отвечать специалисту, используя устную речь; в экстралингвистическом масштабе пациенту нужно составлять жестикуляционные акты.
- Стандартные и нестандартные акты общения.
Специалист показывает пациенту короткие видеоролики, в которых два агента участвуют в коммуникативном взаимодействии: актер задает партнеру вопрос. Пациент должен предоставить ответ. В лингвистическом плане вопрос, который задается актером, является лингвистическим, и пациент должен отвечать на него устно. В экстралингвистическом масштабе вопрос, который задает актер, является жестикуляционным, и пациент должен ответить жестами.
Для оценки производства актов коммуникации в соответствии с нормами социальной приемлемости, специалист просит пациента подготовить акты коммуникации, которые требуют различных уровней формальности/неформальности; эксперт дает семантическое содержание запрашиваемого акта.
Для оценки понимания паралингвистических аспектов используются следующие задачи.
- Основные коммуникационные действия.
Эксперт показывает пациенту короткие видеоролики, в которых актер, говоря на вымышленном языке, утверждает, задает вопрос, запрашивает или командует пациентом. Пациент должен понимать, какого рода действия совершает актер, используя паралингвистические характеристики. Эксперт устно дает четыре возможных ответа, только один из которых является правильным.
- Коммуникативные акты, выражающие эмоции.
Эксперт показывает пациенту короткие видеоролики, в которых актер, говорящий на вымышленном языке, выражает основные эмоции (включая гнев, печаль, счастье, страх). Пациент должен понимать эмоции через паралингвистические индикаторы. Эксперт дает четыре возможных ответа, только один из которых является правильным.
- Действия, характеризующиеся паралингвистическим противоречием.
Действиями, характеризующимися паралингвистическим противоречием, являются такие действия, содержание которых отличается от паралингвистических показателей, используемых в их производстве. Например, говорить "Мне очень нравится", в то время как голос и отношение показывают, что человеку это совсем не нравится. Эксперт показывает пациенту короткие видеозаписи, в которых два агента участвуют в коммуникативном взаимодействии: актер устно выражает что-то, что противоречит паралингвистическим показателям. Пациент должен понимать психическое состояние актера, определяемое по паралингвистическим показателям.
Психометрические свойства, эквивалентные формы, нормативные данные
Психометрические показатели надежности, достоверности и внутреннего содержания получены на неклинической выборке из 390 участников.
Две эквивалентные формы оценочного тестирования были построены с использованием данных из той же выборки 390 здоровых участников, а потом протестированы в выборке из 30 пациентов с черепно-мозговой травмой. Обе формы показывают хорошие психометрические характеристики.
Разработка таких альтернативных форм тестирования делает Оценочное тестирование коммуникации ценным инструментом для оценки коммуникационных реабилитационных программ, потому что эти две формы могут быть использованы в двух разных моментах времени, обычно до и после клинического вмешательства.
Нормативные данные по лицам в возрасте 15-75 лет рассчитывались на основе выборки из 300 здоровых и умственно неполноценных участников разного возраста и уровня образования. Выборка, использованная для разработки норм, была составлена в соответствии с указаниями Итальянского национального статистического института (ИСТАТ), с тем чтобы она была репрезентативной для населения, из которого была составлена.
Основная клиническая полезность этих норм заключается в позволении клиницистам определить степень нарушения коммуникативных способностей у пациентов разного возраста и уровня образования (эти две переменные влияют на баллы участников) путем сравнения их баллов с баллами, полученными соответствующей нормативной группой.
Стоит подвести итоги.
ОТК является клиническим инструментом нейропсихологической оценки, который может быть использован либо в качестве комплексного инструмента для оценки прагматических нарушений у пациентов с коммуникативными расстройствами на этапе клинической оценки, либо в качестве инструмента оценки эффективности реабилитационной программы.
До сих пор тестирование использовалось для проверки коммуникативных способностей у пациентов с черепно-мозговой травмой, шизофреников, и в настоящее время ведется работа над другими неврологическими и психиатрическими группами населения. Тест доступен как в бумажном, так и в цифровом виде, что позволяет проводить автоматизированный статистический анализ.