Найти тему

Сенсационные кинодокументы вскрытия гробниц Ивана IV и сыновей

Архангельский собор Московского Кремля. Саркофаги Ивана Грозного и сыновей.
Архангельский собор Московского Кремля. Саркофаги Ивана Грозного и сыновей.

На прошедшей в «Александровской слободе» научно-практической конференции «Зубовские чтения» свой доклад представила И.С. Пармузина, старший научный сотрудник отдела рукописных, печатных и графических фондов музея-заповедника «Московский Кремль». Ее тема «Киносъемки археологических, антропологических и реставрационных работ в дьяконнике Архангельского собора Московского Кремля в 1962-66 гг. (вскрытие захоронений Ивана IV и его сыновей)» вызвала неподдельный интерес у всех участников конференции.

К сожалению, представить широкой публике документальный кино- фотоматериал не представляется возможным. Но рассказ Ирины Сергеевны интересен сам по себе, тем более что кинохроника по каким-то причинам не была озвучена.

Изучение захоронений первого русского царя и его сыновей специально не планировалось. Комплексное обследование Архангельского собора Московского Кремля 1960 г. показало, что он нуждается в срочных реставрационных работах. «В приделе Иоанна Предтечи в целях укрепления нижней части стен и выявления причин повышенной влажности было рекомендовано опустить пол до уровня первоначальных отметок. <…> Значительное понижение уровня пола и открыло изначальные надгробия». При проведении работ по уменьшению высоты пола было обнаружено захоронение Бориса Годунова. Письменные источники указывали, что он упокоился в Архангельском соборе, но где точно известно не было.

В ходе реставрационных работ специальная научная комиссия постановила произвести частичную разборку кладки древних надгробий царей Ивана IV и его сыновей. С них были сняты металлические чехлы и частично разобрана надложенная кирпичная кладка.

Крышки саркофагов царя и сыновей были засыпаны просеянным речным песком, который был аккуратно сметен, и взору членов комиссии открылись хорошо сегодня известные погребальные надписи.

Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".
Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".

У гробниц Ивана IV и Ивана Ивановича были обнаружены пробои кладки. «Пролом в кирпичном надгробии царевича Иоанна был закрыт белокаменной плитой от пола, поставленной на торец. Видно, как пробой сильно закопчен. Исследователи считают, что пробои были сделаны грабителями, пытавшимися проникнуть в гробницы, при устройстве отопления в 1862 г.».

Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".
Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".

Дирекция Музеев Кремля решила обратиться в Министерство культуры за разрешением на вскрытие захоронений. Его задачами, как определила в конце февраля 1963 г. специальная научная комиссия, стали ознакомление с элементами похоронного обряда, проверка наличия одежд 16 в, которые почти отсутствуют в музеях, проведение антропологических исследований и собрание материалов для создания портретов. Но самой главной задачей стало возможное определение причин смерти царя и сыновей, о чем в исторических источниках содержится крайне противоречивая информация.

После этого к работам в соборе подключается Институт судебной медицины и Лаборатория пластической реконструкции Института этнографии под руководством Михаила Михайловича Герасимова. По просьбе знаменитого антрополога весь процесс раскрытия гробниц фиксировался на кинопленку.

Для максимальной сохранности кирпичной обкладки саркофагов был разработан специальный проект. Кирпичи вынимались лишь с одной стороны, что позволило сохранить верхнюю часть кладки, покрытую обмазкой.

Вскрытие проводилось в следующей последовательности: 22 апреля 1963 г. гробница Федора Ивановича, на следующий день – Ивана IV, через месяц, 23 мая, - Ивана Ивановича.

Федор Иванович был облачен в «покров из итальянской камки, как описано в протоколе: «когда-то, видимо, красного, в настоящее время бурого цвета». У левого колена находился погребальный сосуд. На голове был венчик. При последующей реконструкции его облика было воссоздано только его лицо, т.к. задняя половина свода черепа была разрушена. На ногах последнего царя из рода Рюриковичей были онучки с обвязывающими шнурками.

Скульптурный портрет Федора Иоанновича. Воссоздан по черепу М.М. Герасимовым. Передан дочерью М.М. Герасимовой в фонды музея-заповедника "Александровская слобода".
Скульптурный портрет Федора Иоанновича. Воссоздан по черепу М.М. Герасимовым. Передан дочерью М.М. Герасимовой в фонды музея-заповедника "Александровская слобода".

Покров Ивана Ивановича был из итальянской камки красного цвета, с крупным узором. Как и у брата, в саркофаге стоял погребальный стеклянный кубок. Весь скелет царевича «был перевязан шнурами поверх нижнего покрова - голени, бедра, плечи. А когда уже был открыт второй покров, то, к сожалению, подтвердилось то, что определялось еще под тканью, что череп царевича полностью разрушен, сохранились лишь его небольшие кусочки и фрагменты нижней челюсти. Но сохранились волосы, в протоколе указано каштанового цвета, в статье 1965 г. в ежегоднике «Наука и человечество» писали о ярко-желтом цвете, но на пленке мы видим русые волосы». Следует заметить, что от соприкосновения с камнем саркофага был разрушен не только у Ивана Ивановича. То же самое произошло и с черепом М.В. Скопина-Шуйского, саркофаг которого вскрывался в то же время.

Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".
Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".

Вскрытие гробницы Ивана Грозного было омрачено тем, что во время передвижения крышки саркофага откололась ее верхняя часть. Если бы не умелые действия рабочих, вовремя подхвативших отколовшийся кусок, М.М. Герасимов не смог бы создать свою всемирно известную реконструкцию царской внешности – череп был бы полностью разможжен. Саркофаг был значительно подтесан изнутри. Иван IV был захоронен в схиме. Кости его левой стопы были потревожены при попытке проникновения через пробой в XIX в. У царя было необычное положение рук - правая рука круто согнута в локте, обращена фалангами к лицу. Это положение вызвало серию публикаций. В 1964 г. М. Волский опубликовал в журнале «Огонёк» материал «Десница Грозного». В ней он пишет про обычай вложения в правую руку «разрешительной или прощальной грамоты». На это предположение в «Советской археологии» откликнулся статьей «Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд» В. Кучкин: «положение правой руки Царя Ивана на правом плече объясняется просто механическим сползанием ее вправо. Замеры, произведенные сотрудником музеев Московского Кремля Е.С. Сизовым, показали наличие легкого наклона вправо поверхности гробницы Грозного. В свете рассмотренных фактов говорить о каком-то не известном нам обряде погребения, будто бы произведенном над Иваном Грозным, нет оснований».

В той же «Советской археологии» вышла работа «Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского Собора Московского Кремля» известного исследователя усыпальниц Архангельского собора Т.Д. Пановой. Татьяна Дмитриевна не связывает напрямую положение правой руки с каким-либо конкретным обрядом XVI в.: «В Архангельском музее изобразительных искусств хранятся иконы XVII–XVIII вв. с изображением Святого Прокопия Устьянского, лежащего в гробу. Его правая рука согнута в локте, пальцы возле подбородка, левая рука вытянута вдоль тела. Пока трудно объяснить, с чем был связан и насколько широко был распространен такой способ положения рук в средневековых захоронениях».

Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".
Иллюстрация из книги Т.Д. Пановой "Кремлевские усыпальницы".

Перезахоронение останков Ивана IV и его сыновей Ивана и Федора в Архангельском соборе произошло спустя почти два с половиной года - 22 ноября 1965 г. Оно также было зафиксировано на кинопленку. В передаточном акте значится, что было три части съемки, но по неизвестным причинам в архив Музеев Московского Кремля поступило только две. В каждую гробницу был положен памятный документ о ее вскрытии. Он были написаны китайской тушью на старинном пергаменте, запаян в специально изготовленную стеклянную колбу, наполненную аргоном. Колба, в свою очередь, помещена в цилиндр из нержавеющей стали.

После перезахоронения надгробные сооружения были восстановлены. По предложению хранителя Архангельского собора Е.С. Сизова на них были возложены покровы, установлены подсвечники и братина.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.