Найти в Дзене

20 лет назад: хроника теракта в парламенте Армении и интересные детали

27 октября 1999 года произошло одно из самых трагических событий в новейшей истории Армении: теракт, унесший жизни Премьер-министра Армении Вазгена Саргсяна, спикера парламента Карена Демирчяна, вице-спикеров НС Юрия Бахшяна и Рубена Мирояна, министра по оперативным вопросам Леонарда Петросяна, депутата Армена Арменакяна и академика Национальной Академии наук Армении, депутата Микаела Котаняна. Ещё один депутат — председатель редакционного совета газеты «Айастан» («Армения») Генрик Абрамян, находившийся в здании парламента в момент теракта, умер от сердечного приступа.
Ранения получили депутаты Эрмине Нагдалян, Андраник Манукян, Армен Хачатрян, Эдмонд Цатурян, Жирайр Геворкян и Эмма Худабашян, министр приватизации Павел Галтахчян. Более 40 человек оказались в заложниках.

Лидер террористов Наири Унанян окончил филологический факультет Ереванского государственного университета, был активистом студенческого движения 1988—1990 годов, участвовал в молодёжных забастовках и манифестациях на заре карабахского движения. Некоторое время состоял в партии Дашнакцутюн, работая в ее информационном центре. Однако, пытаясь торговать информацией с Турцией в самый разгар карабахской войны, был исключён в 1992 году. Основал и был главой информационного агентства «Горизонт». В 1995—1997 жил в Евпатории с матерью и братьями Арменом (1969 г.р.) и Кареном (1974 г.р.). В 1997 году возвратился в Армению. После возвращения не имел определённых занятий. Некоторое время работал журналистом, и в качестве журналиста еще до теракта часто бывал в парламенте, как журналист и активист был лично знаком с многими депутатами и членами правительства. С февраля 1999 года работал журналистом на Первом государственном канале, но был уволен уже в марте 1999-ого. На момент октября 1999г не являлся журналистом и не имел работы, хотя по некоторым сообщениям готовил какой-то журналистский проект в Турции, по причине которого несколько раз бывал в Турции, в частности в январе 1999 года.

Сразу после того как 5 террористов ворвались в зал Парламента, Наири Унанян подошёл к премьеру и бросил ему в лицо фразу: «Хватит пить нашу кровь», на что тот ему спокойно ответил: «Всё делается ради тебя и будущего твоих детей», в ответ Унанян открыл огонь.

Изначальные требования террористов заключались в проведении свободных внеочередных выборов, встреча с Робертом Кочаряном и прямой эфир. Но поняв, что народной поддержки их акт не вызвал и люди не вышли на митинги в их поддержку, требование о проведении свободных внеочередных выборов отпало.
После получения гарантии безопасности и организации соответствующих условий около 19:00 (сам теракт произошел около в 17:30 по местному времени) в Парламент прибывает президент Армении Роберт Кочарян и берет координацию управления операцией в свои руки.
Далее по имеющейся в уголовном деле информации, террористы начали поднимать вопросы касательно их безопасности, в том числе вопрос о получении убежища в Турции или, в случае исключения такого варианта и их ареста, обеспечение их безопасности в тюрьме. Для получения таких гарантий они требовали личной встречи с президентом Армении.

Эта встреча состоялась поздно вечером, в результате которого 28 октября началось освобождение заложников из парламента. Члены вооружённой группы были арестованы и переправлены в Министерство национальной безопасности Армении.

В генеральной прокуратуре Армении было возбуждено уголовное дело по статье 61 Уголовного кодекса (террористический акт); предварительное следствие проводило следственное управление прокуратуры.

К пожизненному заключению были приговорены Наири Унанян, его брат Карен Унанян, Эдуард Григорян, Врам Галстян, Дереник Беджанян и Ашот Князян. Ещё один подсудимый — Гамлет Степанян приговорён к 14 годам лишения свободы.

События 20-летней давности были охарактеризованы как попытка переворота путем теракта.
Террористический акт в Национальном собрании разделил историю Армении на два периода - до и после. Это событие вызвало в республике серьезный политический кризис - в одночасье были обезглавлены парламент и правительство. Фактически пришлось заново налаживать политический механизм, который бы обеспечивал бесперебойное функционирование государства.

Тигран Котанджян,
ИАПС Антитопор-инфо