Как Valve превратила лаунчер к своим играм в полноценную площадку с миллионами пользователей
А Вы знали, что платформе Steam уже больше 16 лет? Сейчас уже невозможно представить себе жизнь без такого сервиса. Он сделал нашу жизнь удобнее. Кончилась эра дисков и теперь все игры можно скачать в одном месте, с удобной синхронизацией сохранений и достижений. Но такая популярность к Steam пришла далеко не сразу.
Давайте вместе взглянем на то, как развивался Steam за эти годы. Начиная от простого лаунчера для Counter-Strike, заканчивая мощным комбайном с возможностью покупать игры, писать к ним обзоры, скачивать моды, а также торговать внутриигровыми предметами.
1999 - 2001 год: World Opponent Network
1999 год ознаменовался успехом таких игр, как Team Fortress Classic и Counter-Strike. Они стали одними из самых популярных многопользовательских игр на тот момент. В результате Valve приступила к пересмотру традиционных методов организации онлайн-игр, так как необходимо было решить проблемы в свете дальнейшего роста количества игроков. В основном это касалось автоматического обновления, совершенствования античит-системы. Обратившись к различным компаниям, таким как Amazon, Yahoo и Cisco и получив отказ, было принято решение разрабатывать такую платформу своими силами. Valve решила выкупить систему WON (была разработана издателем первой Half-Life, компанией Sierra) в 2001 году и на базе нее основать платформу Steam для дистрибуции своих игр.
2002 год: Steam 1.0
Valve начала разрабатывать Steam, выпуская бета-версии клиента, которые содержал в себе сервис с продвинутой системой защиты от читеров, а также с площадкой для продажи игр. Первая стабильная версия была представлена на Game Developers Conference 22 марта 2002 года. Версия Steam 1.0 стала доступна во время бета-тестирования Counter-Strike 1.4. Установка Steam была обязательна для бета-тестеров CS 1.4, но являлась лишь дополнительным компонентом для финальной версии.
2003: Steam 2.0
Steam 2.0 имела два важных нововведения — чат и менеджер закачки игр. Именно с это момента принято считать начало зарождения Steam.
Но не все так было гладко. Хваленая античит система справлялась достаточно плохо против большинства читов. Поимо этого, многие геймеры считали Steam угрозой ПК-геймингу из-за требования постоянного подключения. В 2003 году далеко не все могли позволить себе домашний интернет. Именно поэтому большинство пользователей продолжали сидеть на проверенном World Opponent Network.
2004: Half-Life 2
В 2004 году вышла Half-Life 2 и Valve решила полностью отказаться от старой платформы, переведя всех пользователей на Steam. Сервера WON пришлось отключить и для запуска игры стал обязательно требоваться Steam.
2005 год: Первые игры от сторонних разработчиков
В 2005 году в Steam появляются первые сторонние игры. Ragdoll Kung Fu и Darwinia стали первыми играми не Valve, которые вышли в Steam. Это стало большим событием, отмечая переключение платформы с клиента для скачивания в полноценный магазин.
2006 год: Steam 3.0
В этом году Steam начал приобретать свою окончательную форму, обретя темно-серый внешний вид, который придерживается до сих пор. Именно тогда родилась новая концепция цифровых продаж: бесплатные демо и HD-видео к играм. В общей сложности, на тот момент, Steam включал почти 100 игр.
2007 год: Steam Community и первая распродажа
В 2007 году выходит бета-версия Steam Community. Благодаря ей игроки могут обмениваться контентом, связанным с игрой, в том числе модами. Добавляется поиск по играм, интеграция рейтинга Metacritic и фильтров по категориям.
В конце того же года сервис впервые проводит массовую распродажу. Со временем скидки становятся традицией и Valve проводит распродажи в честь дня рождения серий игр и даже праздников.
2008-2009 год: Новые релизы и синхронизация
Каталог новых игр постоянно увеличивался, вместе с тем росла и аудитория, которая уже достигла 20-миллионнов зарегистрированных пользователей. Изменился показ баннеров новых игр на главной странице и добавилась облачная синхронизация сохранений Steam Cloud.
2010-2011 год: Библиотека
В 2010 году Valve добавляет в Steam «Библиотеку» — список принадлежащих пользователю игр, который подвергнется серьезному редизайну лишь в 2019 году. В этом же году станут появляться первые игры под Mac.
В связи с участившимися случаями похищения аккаунтов и прочим мошенничеством был запущен в 2011 году Steam Guard, представляя двухуровневую защиту, сначала по почте, потом через мобильное приложение. В этом же году мододелы получили Workshop, позволивший размещать модификации сразу в Steam, а игрокам с легкостью ставить их.
2012 год: торговая площадка, режим Big Picture
В 2012 году Valve выпускает одну из главных фишек Steam — торговую площадку. Впоследствии геймеры будут, продавая скины и карточки, которые выдаются по мере прохождения игр, зарабатывать на этом.
Помимо этого, была выпущена функция Big Picture — специальный режим для телевизоров и геймпадов, рассчитанный на тех, кто любит играть на PC, не вставая с дивана.
2013 год: Отзывы пользователей об игре
Главным событием для Steam в 2013 году стало появление пользовательских обзоров. Теперь любой игрок может поделиться своими впечатлениями об игре, а другие игроки, в свою очередь, могут оценить отзыв.
2014 год: Обновленное мобильное приложение и кураторство
В 2014 году появилась система кураторов, которая позволяет игрокам узнать об интересных играх с высокими оценками, которые рекомендует сообщество.
Тогда же обновляется и мобильный клиент Steam. Цветовая гамма меняется с черно-серой на сине-серую.
2015-2016 год: Трансляции
В 2015 году появляется возможность стримить, позволяя играть на ноутбуках и планшетах в PC-игры, используя мощность основной машины, а также видеть трансляции других игроков.
В 2016 году появляется раздел с VR играми.
2017 - наши дни: Редизайн библиотеки
В 2019 году выходит обновленный интерфейс библиотеки. Добавился раздел с событиями и новостями игр, а также более расширенная информация об играх.
Steam до сих пор остается любимым сервисом у игроков, но на пятки ему наступает Epic Games Store. Будем следить за развитием событий и скоро узнаем, сможет ли Valve позаботиться об удобстве платформы и оптимальных ценах, чтобы сохранить лидерство.
Использованы материалы:
Галерея: Как менялся дизайн Steam: от Half-Life до наших дней
Эволюция Steam за последние 15 лет
Steam или Epic? Пишите об этом в комментариях, а также подписывайтесь на канал и ставьте лайки 👍
Другие публикации канала:
- "Windows, отвисни!". Как восстановить былую скорость Windows, если система начала тормозить
- Как правильно читать ошибки на "синем экране смерти"?