В собрании РЭМ насчитывается около 300 предметов традиционно-бытовой культуры бухарских евреев второй половины XIX – начала ХХ вв. Однако большинство из них было приобретено, лишь начиная с середины 1900-х гг.
Экспонаты более раннего времени сбора единичны и поступили в РЭМ в 1948 г. Они включают мужской костюм и три головных убора, которые экспонировались на Политехнической выставке в Москве в 1872 г. и вошли в так называемую «туркестанскую» коллекцию, а также немногим более десятка экспонатов, преимущественно предметы религиозного культа, приобретенные в Самарканде С.П. Преображенским в 1926 г.
Столь длительный перерыв в собирательской работе объяснялся, с одной стороны, идеологическими мотивами: начиная со второй половины 1930-х гг. отечественная иудаика – наука о евреях, включающая разные направления изучения их истории и культуры, практически прекратила свое существование.
комплектование артефактов бухарских евреев, начавшееся в РЭМ в конце ХХ в., потребовало специального этнографического их изучения и выявления отличительных признаков их традиционной материальной культуры.
Коллекция включает преимущественно мужскую и женскую одежду, ювелирные украшения, серебряные бокалы разной формы, над которыми рыми в Шабат и праздники произносится благословение вина, глиняный сосуд хум- в таких сосудах приготовляли и держали вино для религиозных ритуалов. А также ритуальная утварь: большие медно-луженые плоские блюда лали, на которых, перевернув их кверху дном, раскатывали тесто для мацы, медные уполовники и котелки, используемые для приготовления пасхальной пищи. Считалось, что посуда из меди ритуально наиболее чистая, поэтому в семьях хранили старинные образцы, так как местные медники ее уже не изготовляли.
В коллекциях РЭМ представлены предметы праздничного убранства дома – вышитая скатерть, которой покрывали низкий столик шульхон, устанавливаемый в шалаше в дни праздника Суккот, настенные вышивки, которые по за-казу бухарских евреек делали для них узбекские вышивальщицы, но с учетом их вкусов, что проявлялось порой в незначительных, но местным населением всегда узнаваемых особенностях расцветки ткани, колорите и характере узоров.
Среди синагогальных предметов – деревянный цилиндрический футляр для хранения свитка Торы, датированный концом XVIII–началом XIX вв., и римоним – парные серебряные навершия для его производства в европейских ювелирных мастерских конца XIX в.
В собрании одежды – нарядные халаты, платья, головные уборы, па-ранджи, которые в прошлом входили в костюм бухарских евреек. Праздничная одежда бухарских евреев, как показывают музейные экспонаты, отличалась прежде всего характером тканей.
Они шили ее из дорогих полушелковых и шелковых кустарных и фабричных тканей, из чисто-го шелка или с шелковой подкладкой мог быть и мужской халат, что не допускалось в мусульманском костюме; широко использовали атласные ткани, которые вошли в узбекский костюм лишь в советское время, а до этого употреблялись лишь на чехлы для одеял и матрасов.
Ювелирные украшения бухарских евреев в коллекциях РЭМ отличают не столько особые виды и формы – аналогичные украшения носили и узбечки, сколько большее использование золота, драгоценных и полу-драгоценных камней, тогда как у других народов Средней Азии пред-почтение традиционно отдавалось серебру.
Бухарские евреи-ювелиры издавна работали с золотом, изготовляли из него не только тонкие пластинчатые покрытия на изделия с мастичной или серебряной основой, как в узбекских украшениях, но и делали украшения целиком из золота – браслеты с прорезным узором, серьги, нагрудные украшения. Некоторые украшения отличались специфическими элементами, например, ажурными сердцевидными золотыми пластинками, обилием жемчуга и жемчужных подвесок, нагрудные украшения часто были массивнее и длиннее, чем обычно у узбечек.
Среди узбеков в прошлом подобные роскошные ювелирные изделия могли носить лишь женщины из очень богатых и привилегированных семей. Но у бухарских евреев их было при-нято включать в состав свадебных украшений, подарков жениха невесте. Это объяснялось не столько высоким уровнем достатка, сколько тем, что такие украшения рассматривались как материальная ценность, и в труд-ное время могли быть проданы целиком или по частям.
Украшения бухарские евреи заказывали не только у своих, но и у узбекских ювелиров. И сегодня, сохраненные в еврейских семьях и пополнившие музейные собрания, они в равной степени характеризуют высокие традиции юве-лирного искусства не только бухарских евреев, но и узбеков.