Если вы не спеша, по слогам произнесете слово "гов-нарь" или "гов-но-ед", то в голове непременно всплывет либо собирательный образ такого представителя панк культуры, либо вполне конкретный персонаж вам знакомый к которому это ассоциативное выражение применительно. В общем и целом этот пренебрежительный термин обозначает не последовательного, не дальновидного деградирующего панка.
Как этот термин появился? Каковы причины появления? И почему по сей день существуют те кого можно назвать говнарями? Достаточно емкие вопросы и стоит разобраться в сути вещей.
Первое, о чем стоит сказать - среда обитания. Панк роком я начал интересоваться в подростковом возрасте, на дворе тогда было начало 2000-х. Рос я на районе весьма консервативном, где околотюремные понятия и пацанские ценности существовали вплоть до 2005 года. Была негласная иерархическая лестница определяющая твоё место во всем этот мире. Старшие пацаны не особо утруждали себя классификацией и всяких панков, металистов и даже реперов относили к одной емкой категории "нефоры". Если ты был нефором то тебя никто не уважал, с тобой никто не общался, иметь с тобой дел ни кто не желал. Даже при учете того, что ты вырос со многими в одном песочники, быть нефором ими не котировались. На нашем дворе к условным нефорам относились лишь я да мой сосед по подъезду с 4 этажа, ещё был один парень из соседнего двора вверх по улице. Возможно были ещё какие то ребята, но мы их не видели. Район был заселен молодежью желающей как можно быстрее попасть на зону, предпочитающей спортивный стиль одежды всему прочему. Часть досуга наша троица проводила вместе. Мы тусовались друг у друга дома и слушали музыку. Как-то на концерте группы " Пилот" мы увидели волосача в майке " Exploited" и прикинули, что это команда вроде как играет панк, следовательно этот парень должен быть панком. И не прогадали, после знакомства с ним мы влились в неформальный мир нашего города. Мы оказались в компании состоящей из различных готов, металистов, панков, рокеров всех мастей и сословий. Нас приняли как родных, мы впервые ощутили собственную значимость и важность. Я был рад что оказался в компании единомышленников, возникло чувство товарищеского плеча и поддержки. Все в этой тусовке были разными и по-своему интересными, каждый был ярым поклонником какой-то значимой для них популярной группы, кто фанател от Металики, кто слушал Нирвану, кто обожал Димми Боргира. Среди этих людей я начал по крупицам собирать информацию о мировой музыке, но крупицы эти были настолько малы, да и о панк роке толком не с кем было поговорить. Разноплановость наших предпочтений давала не так много граней соприкосновения. Спектр нашей деятельности сводился в основном к двум вещам - совместная пьянка/вписка и походы на концерты. Не стану скрывать мне нравилось до одурения бухать дешевый портвейн, с глупым понтом курить одну за одной сигарету, трести "козой" на концертах в ДК,толкаться среди потных тел, обжиматься с поклонницами Крейдл оф Филф на вписках. В целом мы не куда не двигались, наслаждаясь этим островком свободы. За год таких тусовок, я начал осознавать что мой панк рок должен быть чем то большим. Карусель алкокутежа стала утомлять. Все изменилось когда в нашу компанию пришёл чувак по кличке Заяц, он был старше нас всех лет на пять, в голове имел какие-то серьёзные намерения. Он не искал себе новых собутыльников, ему нужны были музыканты в группу. Заяц вразумил меня и с ним мы собрали более менее адекватную группу, начались серьёзные репетиции и выступления на локальной diy сцене, старую компанию я покинул не желая возвращаться. Удивительно было, что уход меня и зайца эта тусовка восприняла негативно - вам промыли мозги, а вы как бараны повелись. Я не понимал от чего такая реакция, но вскоре я окунулся в мир того панк рока, о котором подсознательно мечтал.
Этот пример один из тысячи возможных вариантов когда подросток аутсайдер, которого не понимают дома, не принимают на районе и в школе, впервые оказывается в кампании себе подобных. Это среда позволяет комфортно себя чувствовать внутри её. Возникает психологическая привязанность к определенному кругу лиц. В силу подростковой нестабильности не все могут разглядеть негативные нюансы таких компаний, как низкий культурный уровень, что мешают тебе двигаться дальше и развиваться. Тем более если внутри такого комюнити сформировывается определённая модель поведения, негласный устав, любое инакомыслие вряд ли будет принято. Оказался в стае живи по её правилам, нет - тогда изгнание и позор.
Нет ничего удивительно если человек попадая в такую компанию что годами не меняет свой образ жизни, начинает в этом болоте гнить. Применительно к панк року выходит что такая среда наилучшие условия для превращения панк культуры в говно. Нужен тот кто вытащит вас из этой гнусной стабильности, задаст вектор движения.
Ещё один момент так или иначе имеющий отношение к среде обитания это культурная изоляция. На дворе осень 2007 года, период обучения в техникуме. Мой одногруппник Юра, приехал из небольшой деревни затерянной на просторах Вятской губернии, получать образование. Ему нравилась какая то тяжёлая музыка и отвратный электро клубняк, в целом он был обычным деревенским увальнем, которому только предстояло пройти этап урбанизации. В тот год приезжала группа Lumen, меня не особо интересовала отечественная альтернативная волна, а вот Юру наоборот, он яро рвался на этот концерт. От него же поступило предложение сходить с ним на этот гиг, один он идти обламывался, так как никого там не знал, не хотел быть чужим в этой сходке неформалов. Я по началу пошёл в отказ, но позже Юра обещал взять мне билет и купить пива. Порешили на том, что с него проход в клуб, а пиво я сам возьму по надобности. Сказано - сделано. В назначенный день и час я встретился с товарищем у входа в клуб. Толпа была огромная и мы не сразу друг друга нашли. Юра припёрся изрядно под шафэ, глаза его странно блестели. Он так разнервничался перед первым в своей жизни походом на рок концерт, что дома приговорил полтора литра пива, такой допинг для 18 летнего парня был весьма весомым. У себя в селе он посещал только деревенские дискотеки, где уровню ультранасилия позавидовали бы Шедские скины 69 года. Юра был спокоен, в какой то мере раскован. Оказавшись внутри мы выпили ещё по кружке в баре. Концерт начался как всегда с опозданием. Публика пол часа скандировала " Люмен - люмен" у сцены, пока наконец современные рок герои не вышли на сцену. С первых песен начался не хилый слэм, подгоняемый увесистым звучанием Уфимцев. Пьянь окончательно накрыла Юру и он как взбесившаяся обезьяна полез в самую гущу. Надо сказать он был весьма крепким пацаном, и вся это толкотня и возня подействовала на него как вызов. Он расталкивал дрищеватых подростков, снес с ног какую то влюбленную рок-парочку, залез на спину такому же быку как и он сам, случайно дёрнул за патлы какого волосача. На этой арене он был гладиатором - он доминировал. Однако его чрезмерная агрессия далеко не всем была по нраву. И когда Юра в очередной раз заехал какому то усатому парню плечом в череп, настало время его угомонить. Я спустился на танцпол и дёрнул его за руку.
- Пойдём, тебе нужно остыть! - орал я сквозь рев гитар. - Выпьем пива, они ещё долго будут играть.
- Жёлтый, этааа охуенооо! Дааавай со мной!
- Нет! Ты слишком жёстко слэмишься, так покалечишь кого нибудь!
Повинуясь, видимо, моему авторитетному мнению, Юра вышел со мной в бар. У стойки была настоящая давка, пока я пытался взять нам еще выпивки, я на время потерял из виду своего компаньона, но полагал что он где то неподалеку. Когда я взял нам пенный напиток, то обнаружил, что Юрца в баре нет. Он ошивался у туалетов, где навис над небольшой грудастой готэссой в чёрном карсете. Девушка игнорировала разгоряченного колхозника. Но наш пацан котил к ней яйца с напором быка осеменителя. Я чуял быть беде и в ту самую минуту из дверей "М" - туалета, словно из адского портала вышел настоящий Визирь Тьмы, таких павлинов я даже в глаза не видел, весь в чёрном, кольца, цепи, ботинки на ремнях до самого колена, бледный как смерть. Он по всей видимости был бойфрендом этой ценительницы мрачной романтики. Юра однозначно прихуел.
- Какие то проблемы? - обратился к Юре гот.
- Тебе чё надо хмырь? Не видишь я с девушкой общаюсь! - Юрец выпятил грудь вперёд.
- Общаешься? Эта девушка со мной, а ты что за хер? - мраканосец явно напрягся.
- Хе-ер? Ты че козлина волосатая, совсем попутал? - кулаки сжались готовые к битве.
Я ринулся к ним проливая пиво, и как заградительный барьер встал между молотом и наковальней.
- Угомонись, еб твою мать! Продолжишь в том же духе и тебя выкинут с концерта! - начал орать я на незадачливого ловеласа.
- Остынь, приятель, не бери в голову, мой корешь первый раз на концерте и не просекает что к чему. - Обратился я к чернокнижнику, пытаясь улыбаться.
- Первый раз? Ладно, хер с ним, держи этого быка подальше, - ответил гот и забрав свою подругу растворился в гущу зала.
Дальше мы с Юрой сели за свободный столик и я как мать настоятельница начал объяснять пьяному проказнику на пальцах чего делать не стоит и как нужно вести себя в подобных местах, не знаю понял ли меня его пьяный разум, но больше эксцессов не происходило. Да и в целом Юра на подобные сходки больше не ходил.
Этот случай наглядно показывает то что существует определённый контингент людей долгое время живших вдалеке от всякой музыкальной культуры. И соприкасаются они с ней уже будучи взрослыми, со своим сформировавшимся мнением и представлением. Которое на поверку может отличаться от действительности. Необходим своеобразный проводник который растолкует субъекту что к чему и почему. В противном случае они и дальше будут жить в сладком неведении что в корне не правы. Принцип шефства в панк роке не так уж и плох.
Если на своих мероприятиях вы видите людей, которые явно не понимают что здесь происходит, оставьте надменность и объясните человеку доступно суть вещей. Иначе эти люди просто станут частью проблемной публики, и не стоит удивляться тому что кто то не довольный таким поведением заклеймит их позорным словом "говнарь". Адекватные люди правильно отреагируют и сделают выводы, со временем адаптируются. Если же нет, то им прямая дорога в уродливую армию говноедов. Выводом из всего этого является то что ещё одно условие способствующее появлению так называемых говнарей это безразличное отношение панк сцены к людям её окружающим. Если у вас есть возможность как то повлиять на положение дел, почему бы не сделать это?.
Следующий массивный блок о котором стоит сказать - контраст музыкальной культуры. Впервые выражение " говнопанк" я услышал стоя в очереди магазина "Рок культура". Это был диалог между продавцом и лупоглазым пареньком в майке "Purgen".
- Здрасте, есть у вас новый альбом группы " Азъ"?
- Неа, нет. А ты что говнопанк слушаешь? - ответил парень за прилавком.
- Говно...панк?! - удивлённо переспросил покупатель.
- Да, говнопанк. Группы которые играют в стиле Пургена, Аза, ФПГ называют говнопанком, а людей, что их слушают - говнорями.
- Спасибо, до свидания.
Тирада продавца меня озадачила, я не мог понять от чего этот парень в лонгсливе Alkoline Trio, с красными волосами и пирсингом в брови считает что группы типа Пургена говно? Из-за того, что они поют на русском или потому что из России? Или его музыкальные приоритеты склоняются больше к американскому панк-року, что технически лучше сыгран или качественнее записан. Что по его мнению больше котировки, если слушать зарубежное вместо отечественного? Я постеснялся вступать в полемику с самоуверенным работником торговли, взял, что мне было нужно и отвалил.
Позже в этом же 2006 году, на одном из первых своих diy шоу я во плоти увидел того, кого называли говнарь. Это был закрытый панк концерт, организованный в подвале сталинской пятиэтажки, где заседала местная ячейка подпольных коммунистов. Гиг был бенефитным для одного из приютов для животных г. Кирова. Попасть внутрь было не возможно не имея дружеской протекции со стороны ребят из закрытой панк сцены. Я знал всего двоих на этом гиге, на входе где нас стопанули, они поручились за меня. Оказавшись внутри я оценивал необычность ситуации и обстановки, все здесь разительно отличалось от концертов на которые я ходил ранее. Не прошло и десяти минут, а на пороге началась какая то возня.
- Этого говнаря точно пускать не будем! - сказал один из скинов на охране.
- Это кто? Антигоп что ли? - вопросил второй бритоголовый.
- Да...как всегда хуевей некуда.
Мне стало интересно, что это за персонаж такой, почему его завернули на входе. Антигоп еле стоял на ногах, удивительно как он проделал путь сюда - вниз на три цокольных пролета, сальные волосы липли к лицу, имеющему невразумительную растительность. В клочкообразной бороденке застряли хлебные крошки. Он что-то бубнил себе под нос и протягивал мятые банкноты ребятам на входе.
- Убирайся, тебе здесь не рады.
- Эээ...нууу...чеее...вы че не панки хуле? Или это не концерт или как? - протянул Антигоп.
- Концерт - концерт! Проваливай домой!
- Эээ...почему? - недовольно выпалил неформал. Он сделал шаг назад, расстегнул косуху обнажая залитую пивом и частично блевней майку-алкашку. Далее охрана гига вытащила под руки его на улицу.
Если объективно взглянуть на эту ситуацию то выходит следующее. Антигоп являлся органичным продуктом неформального мира того периода. Он мало чем отличался от публики что ходит на различные сейшаны в провинциальные ДК. Такой тип поведения был свойственен каждому второму, главное основательно выпить и неплохо повеселиться. Как выяснилось позже Антигоп являлся поклонником творчества Летова и политики Лимонова, не брезговал носить НБП символику и ошиваться с различными отбросами. На закрытой панк сцене не было места алкашу - наци. Да и на таких концертах бывает иной сорт публики, я не видел таких на обычных рок концертах. На том панк шоу были различные антифа-скинхеды, схе хардкорщики, вегги панки, анархисты экологи. Все выглядели так как будто совершили набег на местный секонд хенд. Вместо привычной тусовки в курилке, эти пестрые ребята кучковались у столика с дистро, вылазили на импровизированную сцену и хором пели песни локальной команды.
Каждый представитель такого движения являлся носителем какой то идеи, прогрессивной, заимствованной из панк культуры зарубежной. Вращаясь в кругах типичных неформалов я не встречал подобных взглядов, ни кто не говорил о фашизме, о сексизме, правах животных, проблемах экологии, потребительстве, всем было по боку, ведь музыка что они слушали не говорила об этом. Уже окунувшись в мир diy панка я понял что эта обратная сторона медали, что панк может быть созидательным и социально значимым.
От сюда можно смело сказать что такое явление как говнарь появляется на контрасте музыкальных культур - между панком идейным и панком бесшабашным. Фактически все известные субкультуры пришли в нашу страну с опозданием и заметно трансформировались. Панк рок в общем и целом стал альтернативной вариацией того что изобрели не у нас. И по сей день у нас есть выбор либо постигать эту культуру такой какой он изначально появилась в Англии и Америке, либо начать ознакомление с отечественной сцены. Важно понимать что в случае панка американского не было "каких то других" групп что развивались параллельно в одно и тоже время. Публика не дробилась на несколько направлений, так как например не существовало в 81 году "какого то другого" хардкор панка. Множество под жанров панк рока эволюционным путём вышли из течений им предшествующим, не конфликтуя на уровне разности поколений. Публике предлагался сразу первоисточник без градации " панк/не панк", плохо или хорошо это было смотрели по ходу пьесы.
В России до старта diy активности в 2000-х, панк рок шёл своим путём целых два десятилетия, создавая прочный культурный фундамент, а так же сменив не одно поколение слушателей. Примечательно и то что не все отечественные панк деятели стремились копировать западный панк рок под чистую, ведь слушали они как не странно тоже первоисточник.
Здесь мы подходим к моменту самобытности групп, а так же к не верному трактованию посыла публикой. Одна из наиболее популярных групп в среде провинциальных говнопанков - Гражданская Оборона. Летов начал будоражить своим творчеством в 80-е, когда многие из вас ещё не родились, как собственно и я сам. Егор был ярым поклонником группы Ramones, но не в музыке ни в текстах не было копирки на эту известную четверку. Единственное что основатель ГрОба позаимствовал у них это слоган "Hey ho let's go", вернее как позаимствовал - он фонетически преобразовал "Ho" во всем известное "Хой", так что часто используемое Летовым " Панки Хой" ни что иное как русскоязычная адаптация крылатого панк выражения. Уверен армада обрыганов что на каждом углу драла глотку истошно выкрикивая "Панки Хой" даже и не знала о причастности к этому Ramones, как впрочем и сами американские панки. Отдельно стоит сказать о поэзии Летова и его песнях, они были тяжелы для восприятия, все его обороты и словосочетания трудно укладывались в голове. Не стану скрывать, что в подростковом возрасте мне нравился ГрОб за его матершину и местами грубый язык, а вот одна из граней его творений это экспрессивное описание ужасов тоталитарной системы, какая-то понятная одному автору революция, мне была не ясна. Я не видел этого в окружающем меня мире, поэтому особо не въезжал. Да и в целом мало кто понимал, что производит мозг Летова изрядно испорченный советской действительностью и психушками, КГБ давлением.
Ещё один деятель отечественного крыла, небезызвестный колхозный панк пост совка Юрий Клинских, что взял себе творческий псевдоним Юра Хой, так же двояко был воспринят аудиторией. О группе Сектор Газа думаю не стоит рассказывать подробно, кто слышал тот знает. Но один аспект всё-таки стоит осветить это лирика Хоя. Он был очевидцем последнего десятилетия Ссср, видел его распад, и последующие 90-е годы. Песни его отражают тот период, да они смешны и ироничны, повествуют о самых низших слоях нашего общества, алкаши, бомжи, проститутки, колхозные панки. Да манера игры и пение Сектор Газа были весьма глуповатыми и простоватыми,с большим влиянием русской ментальности, использование матерной брани создавало образ того, что все это делает типичный мужик, грубовато и топорно. Фактически Юрий пел о том как жить не надо, но вместо того чтобы перестать поедать окружающее говно публика на ура стала жрать в три горла дерьмо, культивируя образ обрыгана. Если посмотреть на группу под иным углом, то социального подтекста в описания тогдашней жизни в их творчестве предостаточно, чем вам не панк, но вот инструменты что бы это донести были выбраны не верно. Целевая аудитория безошибочно узнавала себя в этих песнях, но очевидная узколобость явно мешала все это изменить.
Следующие "Короли панка" группа Король и Шут, ещё одна весомая единица на отечественной сцене которая влила масла в огонь, разгорающегося говно-движения. Лидер коллектива, покойный ныне, Горшок так же воодушевлялся зарубежным музлом в духе Misfits, Dead Kennedys, The Clash но музыкальный материал выходивший из под его пальцей не был похож на то что он слушал. Большинство групп появившихся в 90-е годы так или иначе в своих песнях соприкасались с обликом общества и его проблемами, в то время как КиШ предлагал свою литературную вселенную, сказки страшилки основанные на общемировой фольклоре. Если взглянуть с иной стороны на все что делали ребята можно увидеть, что они предлагали уход от реальности посредством такой тематики песен. Ты мог выйти на улицу и увидеть собственными глазами нищету, безработицу, бандитский беспредел, коррумпированность властей, безразличие милиции, безрадостное сегодня и ещё более мерзкое завтра. Все эти вещи любого человека погрузят в глубокую апатию. Но тот мир что представили КиШ мог стать кому то спасительной отдушиной. Эффект творчества команды подкреплялся ещё и визуально рисунками Князя, что делало погружение во все это глубоким и основательным. Нет ничего удивительно что неокрепшие подростковые умы моментально подсаживались на КиШ, ведь ранние альбома в совокупности с оригинальностью действительно цепляли, и аналогов не имели. Фан-армия росла, как грибы после дождя, многие обожествляли Горшка, считая его проводником в этот сказочный мир, крепко взяли во всей этой теме, не желая обращать внимание на что то ещё. От одного поклонника группы я как то услышал, что группа Misfits, лого которой Михаил Горшенёв носил на своих майках, это ни что иное как сайд проект фронтмена КиШа, ему было не в домёк, что это классика американского хоррор-панка и стартовали они гораздо раньше, чем небезызвестный череп стал украшать сценический костюм Мертвого Анархиста.
Таких примеров может быть великое множество. Если иначе взглянуть на творчество и деятельность отечественных групп, станет понятно что далеко не все слушатели на 100 % процентов въезжали в тему, а самих артистов, как будто и не заботило поняты они или нет - на концерты люди ходят, диски, мерч покупается, какая то известность есть. Зачем заморачиваться на том, что какой то 15 летний подросток не проникся до конца твоим посылом. Ведь куда проще копировать образ, чем содержание. Возможно со временем все встанет на свои места и переосмысление и смена взглядов откроет ту невидимую ранее грань.
Последнее о чем стоило бы сказать это информационная яма. Этот момент является следствием переизбытка информации. Сегодня мы имеем доступ к огромному количеству материала, что физического времени существования не хватит ознакомиться со всем этим. Далеко не каждый может прогонять через свою голову тонны данных, так чтобы в ней что-то оставалось.
Стоит понимать что среднестатистический говнарь является большим поклонником одной или нескольких команд, что он постоянно слушает, и считает, что лучше них нет ничего. Это приводит к зацикливанию на одном и том же, музыкальный вкус консервируется. И если у такого панка и возникнет желание ознакомиться с чем-то новым, то от обилия материала будут разбегаться глаза. Не редко возникает сомнение в выборе или вообще страх сделать неверный выбор. Вдруг новая команда не произведет должного впечатления, и ты зря потратил время. Череда неудачных ознакомлений ведёт к ощущению игры в лотерею и укрепляет мнение что все "новое" невразумительное говно, а уже имеющиеся личные предпочтения в музыке неизменно хороши. Даже нетленная классика или то, что вам авторитетно рекомендовали может не зайти, по причине стагнации музыкального восприятия. Конечно так бывает не всегда и люди находят для себя новое течение, стоя на гигантском распутье, постепенно осваиваются и идут вперёд.
Вполне нормально, что своё ознакомление с панк роком и культурой в целом вы начнете с самых популярных групп, но губительным будет то, если вы на них и остановитесь.