Представьте ситуацию (случившуюся на самом деле), ваш ребенок пришел со школы и признался, что один мальчик из его класса его душил. Оказывается, это случилось не впервые. Первая реакция мамы – агрессия и паника, что твой ребенок не может за себя постоять.
Как быть в такой ситуации, когда твоего ребенка обижают в школе, что делать, дабы в будущем этого избежать? На эти вопросы ответила психолог Елена Ковалева.
Если вы столкнулись с ситуацией физического насилия со стороны детей по отношению к вашему ребенку, этот факт нельзя оставить без внимания. Если в этот момент не было взрослых, нужно понять, реальность это или все происходило во время игры. Сначала опросите своего ребенка. Задать можно следующие вопросы:
- Кто тебя душил?
- Вы играли и это действие было по сюжету или человек хотел тебя обидеть?
- Кто находился рядом с вами?
- Что делал ты до этого поступка и после?
Если ребенок говорит, что это была не шутка и не игра, он не давал согласия на такой сюжет, называет детей, которые были рядом, то нужно поднимать вопрос в классе.
Родители представляют интересы ребенка до 18 лет, вы должны поднять вопрос, почему дети находились без взрослого? Кто в этот момент отвечал за их безопасность? Выслушайте точку зрения учителя. Уточните, как обычно ведет себя ваш ребенок. Узнайте, общается ли он с детьми, сложились ли у него приятельские отношения с одноклассниками.
Задача родителя – оградить и защитить ребенка от физического и психологического насилия. Вы должны проявить интерес к ситуации в классе, обсудить с ребенком, какие действия в отношении его являются противоправными. Ребенок должен знать, что он не должен никого толкать, кружить, бить, обзывать, но и не должен позволять совершать данные поступки в отношении себя. Он должен понимать, что дети, которые бьют и обижают других детей, нарушают закон, что родители защитят его. Общайтесь со своим ребенком, поощряйте его желание делиться с вами информацией. Тогда вы будете в курсе событий, сможете повлиять на ситуацию.
Если вашего ребенка обидели, он должен сказать учителю, вам. Взрослые решают вопрос между собой. Выводят ситуацию на общественное обсуждение. Привлеките родителей класса к решению сложившейся ситуации. Вы должны проявить инициативу и прекратить деструктивное поведение детей в классе.
Как научить реагировать ребенка: 8 советов, как научить ребенка улаживать конфликты и быть хорошим другом.
Как бы мы ни старались избегать конфликтов, они, можно сказать, являются нормальной частью нашей жизни. Если ваш ребенок научится хорошо улаживать конфликты, то он станет хорошим другом без особого труда, а также будет иметь полезный социальный опыт и в школе, и дома. Умение правильно выйти из конфликта напрямую зависит от возраста ребенка, степени его возрастного развития и жизненного опыта, например, ребенок может не знать, как пойти на компромисс, без помощи извне, он еще эмоционально ограничен от понимания потребностей других людей. Снабдив детей любого возраста приведенными ниже советами, мы поможем им более качественно разрешать конфликты и становиться хорошими друзьями.
Первый совет: Учите детей преодолевать сильные эмоции
Если детям характерно проявлять такие сильные эмоции как гнев или раздражение, то их важно научить тому, что вопли или физические угрозы, или даже устрашение, не помогают разрешить конфликт. Научив детей усмирять свои эмоции, например, сделать несколькими глубоких вдохов или сосчитать до 10, мы научим их эффективно разрешать конфликты.
Второй совет: Учите детей разговаривать с другими детьми и выслушивать их
Научите ребенка понимать, что слова имеют большую ценность. Если ваш ребенок сумеет нужным образом поговорить с обидчиком, то конфликт будет улажен. Выработайте совместно определенную фразу или целое предложение, которое послужит началом улаживания конфликта совместно с его товарищем, например: «Давай поговорим о том, что нам мешает играть вместе».
Хорошо, если вы уже научили вашего ребенка, как рассказать о своих переживаниях и о том, чего ему хотелось добиться в игре, и что стало поводом для возникновения конфликта. Ребенку не следует заниматься выяснением того, кто больше виноват в сложившейся ситуации, не нужно чрезмерно фокусировать внимание на самой проблеме конфликта.
Уметь выслушать других тоже очень важно. Ребенку трудно выслушивать другую сторону, особенно в том случае, если он еще достаточно мал или расстроен. В том случае, если ребенок устал или, более того, расстроен, он не сможет воспользоваться этим советом. Лучший выход из такой ситуации - подождать, пока ребенок успокоится, и только потом приступить к разрешению конфликта любым положительным способом.
Третий совет: Совместный поиск путей решения проблемы
Прежде всего, детям нужно помочь выбрать возможные пути решения проблемы, конечной целью должно стать положительное решение проблемы для всех сторон. Для младших детей варианты должны быть простыми и ограниченными по количеству. Детям более старшего возраста следует напомнить, что каждый человек имеет право быть выслушанным, и любая идея другого человека – это не просто глупость.
Совет четвертый: Учите ребенка справедливости
Постоянно разговаривайте с ребенком о доброте, справедливости и участии в совместных играх с другими детьми, упоминайте о добрых делах, как можно чаще, приводите различные примеры, используя различные варианты вербальной похвалы. Хотя маленькие дети с трудом понимают, почему нужно ждать своей очереди в игре, например, но, однажды уступив другому ребенку, и умея держать подобную ситуацию под контролем, ребенок получит больше удовлетворения, чем после получения указаний взрослого или сверстников.
Совет пятый: Когда никакие меры не помогают
Научите ребенка отступать в такой ситуации. Исходя из собственной безопасности, дети должны обратиться за советом к родителям или другим взрослым в любой конфликтной ситуации.
Совет шестой: Проиграйте с детьми несколько ситуаций, связанных с установлением дружеских отношений
Организуйте такую ролевую игру, чтобы ребенок понял как нужно себя вести. Если вы уделите должное внимание проигрыванию различных ситуаций, которые могут возникнуть на игровой площадке в школе или на прогулке, то ребенок будет чувствовать себя более уверенно и, при необходимости уладить конфликт, постарается использовать полученные навыки.
Совет седьмой: Поощряйте творческие игры
Творческие игры – это удивительно мощный и безопасный способ избавиться от захлестывающих эмоций. Лучший способ осознать все то, что дети увидели, услышали или то, чему они научились от других людей, что важно для дальнейшего общения, в том числе, для разрешения конфликтов.
Если детям предоставлено место, время и свобода для творческих игр, то они начинают осознавать, что могут контролировать себя, они сами стараются во всем разобраться, обдумывают свои решения и решают проблемы.
Совет восьмой: Постоянно гуляйте с детьми
Прогулки дают детям реальные возможности развивать дружественные отношения, они делают попытки использовать вышеуказанные советы под вашим чутким руководством, чтобы позже применить полученные навыки в играх на школьной площадке или в другой большой группе детей.
Мы должны понимать, что наша задача воспитать ребенка воспитанным, помогающим, рассудительным человеком. Он вправе выбирать себе друзей, но должен стремиться общаться с детьми, которые тоже готовы дружить.
Ребенок должен понимать, что является допустимым в отношениях, где начинается конфликт, что является насилием.
Если ребенка душили, и вы установили, что это было на самом деле, если у вас остались следы насилия, вы имеете право обратиться в милицию с заявлением, обидчик будет призван к ответу. В каждом районе функционирует комиссия по делам несовершеннолетних. Она рассмотри ваше обращение и вынесет свое решение. Родители ребенка являются его официальными представителями, они и будут нести наказание в том виде, в котором оно предусмотрено законодательством. Перед обращением в милицию вы можете обратиться напрямую к родителям обидчика и решить ситуацию между собой. Решение вы принимаете сами.