Найти в Дзене
Архистория

Самый эффектный гараж Москвы

Вместо причудливых форм - угловатая пластика линий, вместо пафосных символов - олицетворение простых и понятных вещей... Он создавал ни на что не похожие объекты. Даже если всё было продумано с точки зрения функциональности, внешние признаки не всегда давали четкое понимание целей и задач постройки. В этом вся диалектика архитектора Константина Мельникова. А в этом здании целая завершенная им эпоха - конструктивизма. Назавтра все уже грезили сталинским ампиром и новым советским прочтением классицизма.

Здание гаража Госплана считается его последним реализованным проектом, и это в 46 лет, когда впереди еще были десятилетия активной жизни. Если кто-то не знает, как может выглядеть фара и радиатор автомобиля в архитектурном исполнении, спешите видеть. По адресу Авиамоторная, 63 строение 1 по идее должны собираться толпы зрителей. Правда, для них никто не спешит устраивать не только места в партере, но и само зрелище. По новой московской традиции решетка забора "укреплена" изнутри непрозрачными щитами - чтобы не дай бог кто-нибудь не просверлил взглядом дырку в фундаменте памятника архитектуры.

-2

Странностей вокруг этого гаража и прежде всего в отношении к нему городских властей вообще очень много. В 1990 году к столетию архитектора он получает статус объекта культурного наследия. А через семь лет его вносят в список памятников разрешенных к приватизации. В 2013 году из Российской академии художеств звучит призыв устроить в этом здании филиал Музея архитектуры имени Щусева. Но отцы города имеют своё видение на использование объекта и не дают одобрения. Зато арендаторы в этих стенах отрываются по полной, зажигают в буквальном смысле. Пожар в 2014 году сильно повредил внутренние помещения и, к счастью, не нанес ущерба внешнему облику здания. Потом еще были закидоны с установкой пластиковых окон и даже какой-то кирпичной надстройкой. Кажется только после этого надзорные органы Москвы стали проявлять активность. После нескольких крупных штрафов владельцу, здесь организовывается реставрация. Она уже в значительной мере проведена и наверняка скоро можно ждать Собянина с кучей телекамер - скажет прочувствованную речь о значении российского конструктивизма, вспомнит Константина Мельникова... Вот только подлинным памятникам нужен не шум показухи, а каждодневная забота об архитектурном наследии. Замазали, закрасили - отлично. Теперь бы еще с таким же рвением не доводили до грани исчезновения.

Что до самого здания, то по старым фотографиям можно убедиться - оно действительно не много успело потерять. Труба котельной. которая прорезала окно-фару, была демонтирована за ненадобностью еще наверное в 50-е. Тогда здесь на месте важного госплановского автопарка, разместили обычный таксомоторный. Он-то и прожил безбедно до начала 90-х.

-3

Говорят, сам архитектор не любил буквальных трактовок своей работы. Поэтому даже круглое окно столовой называл не фарой, а глазом, предоставляя больший простор для вариантов того, кому именно этот глаз принадлежит. Правда, с каннелюрами колон формирующими образ решетки радиатора, всё более однозначно. Но при осмотре здания, не стоит ограничиваться фасадом. Пройдя хоть немного вглубь двора вы сможете оценить не только царящий здесь беспорядок. Не менее увлекательна картина того, как архитектор работал с не парадной стороной здания-радиатора.

-4

Чего стоят окна повторяющие диагональ лестничных пролетов - тут вряд ли есть какие-то параллели с устройством советских авто. Тем не менее, сейчас так точно не строят. Когда-то единый ансамбль со зданиями образовывал и узнаваемый благодаря козырьку-навесу павильон КПП и разрушенные в прах ворота...

-5

В гаражах, которые проектировал Мельников, продумывалось не только сочетание форм и линий, но и эргономика пространства. Так в Бахметьевском гараже и в гаражах на Новорязанской улице система движения транспорта была организована так, чтобы не требовались развороты - только вперед. Здесь на Авиамоторной он отвечал лишь за фасад, поэтому ничего подобного не было.