Найти тему
Винрарт

Оказывается Леонардо да Винчи страдал синдромом дефицита внимания

Леонардо да Винчи был сложной личностью. Обольстительный, тонкий, прекрасный собеседник, всегда окружённый друзьями, незаменимый человек при дворе, но с другой стороны, избегающий материальных благ и славы. Упорный перфекционист, он постоянно корректировал свои работы, но в то же время был большим мечтателем и прокрастинатором, переходил от одного проекта к другому, интересовался всем и сразу, как важным так и бесполезным. «Лучше смерть, чем усталость» - говорил он.

Почему он был таким деятельным ?

Согласно недавнему исследованию итальянского психиатра и исследователя Марко Катани, Леонардо страдал синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Об этом могут свидетельствовать разные симптомы : повышенная гиперактивность, стремление к творчеству, импульсивность и сложность сконцентрироваться на чем-то одном. Это объясняет и его гениальность и множество незаконченных проектов !

Леонардо да Винчи, Голова девушки, 1508, рисунок, 24,7х21 см, Национальная Галерея Пармы.
Леонардо да Винчи, Голова девушки, 1508, рисунок, 24,7х21 см, Национальная Галерея Пармы.

Ко многим своим проектам Леонардо относился с огромной свободой,—он мог работать над картиной в течении 15 лет, но так и не закончить ее. «Поклонение волхвов», «Святой Иероним», «Голова девушки» так и остались лишь набросками. Что касается «Джоконды», «Иоанна Крестителя» или «Святой Анны»- глаз искушённого зрителя может заметить, что и эти знаменитые шедевры, вовсе не законченные. Перфекционист

Джорджио Вазари, знаменитый биограф эпохи Возрождения писал о нем : « Мы видим, что несмотря на своё мастерство, Леонардо ни одно произведение не заканчивал». Уровень требовательности Леонардо к себе был такой, что он осознавал невозможность изображения некоторых сложных идей, и задуманных им элементов. А его заказчики вынуждены были ждать, сохранять спокойствие и мириться с тем, что Леонардо был абсолютным перфекционистом.

Он уделял очень много времени выбору дерева, на котором будет писать будущий сюжет, подготовке этого дерева, нанесению рисунка и выбору пигмента. Именно по этому до нас дошло так много его рисунков и набросков- он много размышлял над своими будущими работами.

Леонардо да Винчи, Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, около 1508—1510, тополь, масло, 168х122 см, Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи, Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, около 1508—1510, тополь, масло, 168х122 см, Лувр, Париж.

В отличие от своего учителя Андреа Вероккьо, Леонардо предпочитал масло, сохло оно намного дольше, но зато всегда можно было исправить детали и дорисовать что-то. И так до бесконечности. «Святая Анна», прекрасный пример перфекционизма художника. Задуманная ещё в 1503, картина останется незаконченной до самой смерти Леонардо в 1519 году.