Многие из подаренных сокровищ хранятся в Музее Московского Кремля.
Давайте проанализируем, какие предметы являлись подарками царям, царицам, а какие - фаворитам.
1. Иеремия Позье (1716–1779) Табакерка 1759. Золото, серебро, камни драгоценные; чеканка, резьба Высота — 4,6, диаметр — 11,0
Золотая табакерка является произведением выдающегося петербургского ювелира, одного из создателей большой императорской короны, Иеремии Позье, швейцарца по происхождению.
Эта табакерка - подарок, преподнесенный императрицей Елизаветой Петровной своему фавориту (а согласно легенде, и тайному мужу) графу Алексею Григорьевичу Разумовскому ко дню его пятидесятилетия, отмечавшегося в 1759.
На крышке табакерки помещено профильное чеканное изображение императрицы (выполненное в мастерской французского ювелира Жана Жоржа), которое представлено на фоне вида Санкт-Петербурга с галерами на Неве и зданием Кунсткамеры. Справа и чуть выше профиля Елизаветы Петровны сверкает крупный желтый бриллиант (весом в 1,05 карата), символизирующий солнце, от которого искрящимся веером на императрицу изливаются лучи-бриллианты.
2. Михаил Евлампиевич Перхин (1860–1903) Пасхальное яйцо-часы 1899. Золото цветное, платина, серебро, камни драгоценные; гильошировка, литье, чеканка, эмаль Высота — 27, размер основания — 9,6x6,4
Яйцо-часы с букетом белых лилий в 1899 было подарено на Пасху императором Николаем II своей супруге Александре Федоровне. Его изготовил ведущий мастер знаменитой фирмы «К. Фаберже» Михаил Перхин — талантливый самоучка из крестьян, создавший за свой недолгий век немало шедевров. Затейливый механизм был смонтирован часовщиками фирмы «Г. Мозер и сыновья».
Часы не имеют традиционного круглого циферблата. Покрытый белой эмалью, здесь он представлен в форме ленты с выложенными из бриллиантов римскими цифрами. Прежде, когда был исправен механизм, циферблат вращался вокруг центральной оси яйца, а золотая, усыпанная алмазами часовая стрелка, исполненная в форме вложенной в лук стрелы бога любви Амура, показывала, который наступил час. Время проходит — любовь остается, на это намекают и увенчивающие яйцо неувядающие лилии, словно прорастающие сквозь венок золотых роз, выполненные из молочно-белого кахолонга или оникса, каждая с золотыми тычинками и пестиком, покрытым мелкими бриллиантами. Их стебли и листья сделаны из зеленого золота. Золотое яйцо, поверхность которого покрыта желтой эмалью, нанесенной на гильошированный фон, напоминает вазу и покоится на низкой золотой ножке, опирающейся на прямоугольное основание, имеющее на своей лицевой поверхности выложенную бриллиантами дату — 1899.
3. Медаль с цепью 1690-е. Золото, камни драгоценные; чеканка, резьба, литье, скань, эмаль. Диаметр — 4,6, высота — 5 (с кольцом), длина — 55 (цепь)
В мастерских Московского Кремля была изготовлена своеобразная медаль, предназначавшаяся князю Василию Васильевичу Голицыну за Крымские походы 1687 и 1689. Успех походов был минимален, однако правительница, царевна Софья, поспешила наградить своего фаворита по-царски. Вскоре она была отстранена от власти своим братом, Петром I, а князь отправлен в ссылку.
До правления Петра I в России не существовало специальной наградной системы. В качестве поощрения в XV–XVII веках нередко использовались драгоценные кубки и ковши, а также золотые и серебряные монеты. Монетовидные награды нашивали на головной убор или носили на цепи, для чего в них делали отверстие или заключали их в оправу с ушком. Именно к такому виду награды относится медаль В. В. Голицына. Для ее изготовления была использована золотая монета в пять червонцев. На аверсе помещены условные портреты правивших в то время в России царей Петра и Ивана Алексеевичей, а на реверсе — царевны Софьи. Медаль заключена в золотую оправу, покрытую голубой эмалью и украшенную рубинами и изумрудами.
4. Перо XVIII век ( украшение прически). Золото, серебро, камни драгоценные, недрагоценный металл; чеканка. Длина — 1 5,5
Алмазное перо исполнено выдающимся ювелиром. К сожалению, его имя пока неизвестно. Не ясно также, был ли он европейцем или восточным мастером. Этот драгоценный предмет прислан турецким султаном Абдул-Гамидом российской императрице Екатерине II в 1775, вскоре после заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего Русско-турецкую войну 1768–1774, вместе с другими не менее ценными подарками, составлявшими парадное конское убранство.
Перо является эгретом — украшением головного убора. С двух сторон оно имеет цепочки, на концах которых — крючок и шпилька, а с обратной стороны находятся две скобки, которые, по-видимому, использовались для закрепления перьев. Здесь также расположена золотая пластина, на которой прочеканены изображения различных воинских атрибутов: щит, лук и колчан со стрелами, копье, знамена и горящий факел. На лицевой стороне пера размещено свыше тысячи сверкающих бриллиантов. Центральную часть занимает редкий желтый сапфир прямоугольной формы, весом тридцать пять каратов.
5. Алмаз " Орлов" на скипетре императоров России.
Скипетр русских царей украшает самый ценный и крупный алмаз в коллекции. Восхитительно прозрачный камень в 189 карат, переливается голубоватым и зеленым цветом, имеет 180 граней. Его величина равна половине куриного яйца, поэтому алмаз и признан самым крупным в коллекции Алмазного Российского Фонда. Пройдя долгий путь похищений и перепродаж, он стал собственностью графа Орлова. А тот в свою очередь, презентовал его своей любимой женщине – императрице, Екатерине Второй. Властительница, чтобы отблагодарить дарителя, назвала алмаз в его честь – алмаз Орлова. Именно это название и сохранилось до сегодняшнего дня.