Это была задача про два поезда, которые выехали со станций А и Б навстречу друг другу. Решали долго. Вертели так и эдак. Читали вслух. Рисовали и даже строили железную дорогу. Не складвалось. Что то самое важное ускользало. Договорились сделать паузу, попить чаю с тёплой булкой. Вдруг, после пристального рассматривания содержания чашки, дочь подняла на меня грустные глаза и тихо спросила:
- Мама, а вдруг они не встретятся?
- Кто?
- Поезда.
Моя и ее задачи были разные. Совсем разные. Та техническая, которую решала я, кардинально отличалась от истории о двух железных героях, мчащихся навстречу друг другу. Решила дочь ее легко и быстро, сразу как придумала, как они встретятся и расписала дальнейшую их счастливую судьбу.
Эту забавную историю я долго ещё вспоминала. И свое удивление. И озарение. Что непонимание или скорее проблемные отношения с задачей могут лежать совсем не в математической области. Они не про "что такое скорость или как посчитать затраченное время?". Барьер совсем в другом месте. Дети часто говорят, как нам кажется на том же языке, что и взрослые. Где слова обозначают - да, возможно тоже действие - но несут другой образ, цепочку ассоциаций, состояние и настроение. Их слова могут соединены более тесно с образом. Они ещё не понятия. Кроме того, у ребенка своя реальность, внутри которой происходит решение задачи.
Рисунок Katalin Szegedi
https://vk.com/knigi_s_kartinkami