Найти в Дзене
Щит и Меч

"Кто бы мог подумать что русские на такое способны...". Из воспоминаний ветерана Вермахта Франца Фриша

Из воспоминаний Франца Фриша, военнослужащего 557 артиллерийского батальона:

«Мы участвовали в боях вокруг Минска и на Минско-Смоленском пути снабжения, а также в боях в лесах Орши и под Брянском. Бои вокруг Смоленска были самыми тяжелыми, которые я когда-либо видел во время войны.

Я помню, что видел под Смоленском фельдмаршала Гюнтера фон Клюге, отдававшего приказы. Для нас, маленьких солдат, появление таких высоких должностных лиц не имело большого значения, ибо мы не имели общего представления о том, что мы будем делать дальше.

В сентябре 1941 года в районе Смоленска на Ельнинском выступе у реки Десна мы начали наше первое организованное отступление. Официально это называлось плановым выводом войск или "корректировкой линии фронта".

ноябрь 1941 года
ноябрь 1941 года

Но для меня это было так глупо. С первым снегопадом в октябре мы снова подтянули линию Ельни и сделали еще один шаг назад.

А потом через несколько дней мы услышали по радио в новостях с фронта об успешной корректировке фронта на линии Ельня и об огромных потерях, которые мы нанесли противнику. Но ни слова не было сказано об отступлении, о душевном и эмоциональном застое и оцепенении солдат. Короче говоря, это снова была победа. Это превращение истины из "очень плохой" в "победу" озадачило меня и тех моих товарищей, которые осмеливались думать об этом.

Наши проблемы с погодой начались еще до наступления зимы, которая в России начинается очень рано. Когда в октябре выпал первый снег мне почему-то вспомнился Наполеон. У нас были проблемы с ранним снегом, и когда он начал таять, так называемые дороги стали ничем иным, как болотом.

Я ехал на мотоцикле с коляской и должен был проехать около 60 километров чтобы доставить сообщение. Мне потребовалась неделя, чтобы съездить туда и обратно. Всю дорогу мне пришлось толкать мотоцикл. Даже транспортные грузовики застревали на болотистых дорогах.

из открытых источников
из открытых источников

Мне кажется, что акцент тогда делался на доставке боеприпасов и топлива, чтобы мы могли сражаться. На военных картах мы сравнивали русские дороги с нашими автобанами, или супермагистралями, и Штрассенами, или улицами. На русском автобане мы стояли по щиколотку в грязи, а на русской Штрассе грязь обычно доходила нам до колен.

Звуки опасности были повсюду - вражеские орудия, самолеты, артиллерийские снаряды, и звук, известный только в России, ракетной установки "Катюша", которую мы называли "Сталинским органом" — набор из восьми ракет, стреляющих одновременно.

Это была самая шокирующая и ужасающая вещь, с которой я когда-либо сталкивался в своей жизни. Единственное, что в нем было хорошего, - это мощный дымовой вентилятор сзади, так что вражескую позицию было видно из далека, и мы могли хотя бы что-то предпринять, если у нас было достаточно боеприпасов.

Другая опасность возникла, когда мы в декабре 1941 года собирались захватить Москву. Новый русский танк Т-34 возглавил контрнаступление, которое отбросило нас от Москвы.

Наши люди очень боялись танка Т-34. Он превосходил все наши танки и противотанковые орудия. Когда мы увидели их, то поняли, что нам нужно отступать. И мы побежали… Кто бы мог подумать, что русские на такое способны?».

Продолжение следует...

Друзья, поддержите канал - поставьте лайк или поделитесь публикацией в соц сетях. Заранее благодарю!