Найти в Дзене
Схола

Почему В. Путин цитирует философа-«фашиста» И. А. Ильина?

И как это связано с Праздником 4 ноября? Зачем нужен этот «День народного единства»? Попробуем разобрать некоторые вопросы, возникшие у читателей предыдущей статьи «Идейные основы путинизма… Кого из философов обычно цитирует В. Путин?». Давайте начнем с простого момента, что у нас когда-то был праздник «Годовщина Октябрьской революции» 7-8 ноября. И мы все понимали, о каком историческом факте идет речь, и почему это является памятным событием. Затем в 1992 году праздничные дни сократились только до одного дня (7 ноября). А в 1996 году праздник 7 ноября стал называться «Днем примирения и согласия». Общий вектор и здесь остается понятным. Речь идет о той самой договороспособности между гражданами, которая и делает общество жизнеспособным. Способность сосуществовать опирается на умение договариваться. В чем-то идти на компромиссы, но все-таки блюсти и сохранять свои интересы. В политической науке умение договариваться называется «делиберативной демократией». И противопоставляется такая

И как это связано с Праздником 4 ноября? Зачем нужен этот «День народного единства»? Попробуем разобрать некоторые вопросы, возникшие у читателей предыдущей статьи «Идейные основы путинизма… Кого из философов обычно цитирует В. Путин?».

А. М. Васнецов  "На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века" (1900 год)
А. М. Васнецов "На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века" (1900 год)

Давайте начнем с простого момента, что у нас когда-то был праздник «Годовщина Октябрьской революции» 7-8 ноября. И мы все понимали, о каком историческом факте идет речь, и почему это является памятным событием. Затем в 1992 году праздничные дни сократились только до одного дня (7 ноября).

А в 1996 году праздник 7 ноября стал называться «Днем примирения и согласия». Общий вектор и здесь остается понятным. Речь идет о той самой договороспособности между гражданами, которая и делает общество жизнеспособным. Способность сосуществовать опирается на умение договариваться. В чем-то идти на компромиссы, но все-таки блюсти и сохранять свои интересы.

В политической науке умение договариваться называется «делиберативной демократией». И противопоставляется такая демократия административно-командному строю, где все держится на выполнении приказов. И вся политика - это идущие сверху приказы или инициативы подчиненных снизу, в угодливой попытке упредить приказ начальника. И сделать даже раньше, чем прикажут.

"Портрет царя Алексея Михайловича" (Неизвестный русский художник, конец 1670 - начало 1680 годов)
"Портрет царя Алексея Михайловича" (Неизвестный русский художник, конец 1670 - начало 1680 годов)

Наконец, с 2005 года на смену празднику 7 ноября приходит «День народного единства», который мы и отмечаем 4 ноября. В преамбуле к празднику нам рассказывают, как в 1649 году царь Алексей Михайлович решил отмечать этот день (тогда еще по старому стилю 22 октября). В честь окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых на русском престоле.

Насколько этот праздник был важен для самого русского царства? Ведь до «народного единства» был весьма далеко. Праздник был введен в 1649 году, значит, сразу после знаменитого Соляного бунта 1648 года! А впереди будут еще и Медный бунт 1662 года и знаменитая «вольница» Степана Разина 1667-1671 годов. И это только крупные события. На самом деле царство будет лихорадить постоянно.

Так существует ли вообще это «народное единство»? Или это какая-то идея, о которой нам постоянно пытаются напомнить? И хотя бы раз в год об этом стоит хорошо подумать?

С. А. Кириллов "Казнь Степана Разина" (1986 год)
С. А. Кириллов "Казнь Степана Разина" (1986 год)

И здесь мы возвращаемся к вопросу о русском философе И. А. Ильине (1883-1954), который несколько раз был публично процитирован президентом В. Путиным. В частности, в таких программных выступлениях как Послания Президента РФ Федеральному собранию.

Что может быть важнее, чем обращение Гаранта Конституции РФ и Главы государства к Парламенту? К депутатам, представляющим всю Россию? Это как обращение царя к представителям всех сословий Земских соборов, если брать исторические параллели.

И здесь мы действительно сталкиваемся с тем, что философ И. А. Ильин много писал и размышлял о фашизме. Если выразиться более точно, то писал о фашистском устройстве государства. О его «корпоративном солидаризме», как это называют политологи. Когда все слои и группы общества сотрудничают ради какой-то одной цели. И люди готовы отказаться от отстаивания своих жизненных интересов, потому что есть более высокая цель, чем счастье конкретного человека.

"Ввоз пленных Степана и Фрола Разиных в Москву" (Английская гравюра на меди. Лондон, 1672 год)
"Ввоз пленных Степана и Фрола Разиных в Москву" (Английская гравюра на меди. Лондон, 1672 год)

Об этой цели знает глава государства («вождь», «национальный лидер») и только возможно, что догадываются все остальные. Этакая идея «глубинного народа», связанного духовным, почти мистическим путем со своим политическом лидером («главой государства»). О ней нам прямо заявляют такие высокопоставленные чиновники, как В. Ю. Сурков. Многолетний помощник президента РФ, сначала он предлагал нам концепцию «суверенной демократии». А теперь вот и «глубинный народ» появился. И его связь с вождем (нацлидером).

Как может называться эта политическая ситуация в России?

Например, нелегко дать точное определение фашизму как таковому. Но любое описание фашизма включает в себя «корпоративное государство», «несменяемость властей», «идейное неприятие всего остального мира», «массовое общество, связанное напрямую только с политическим лидером»…

Корпоративные государства не обязательно являются фашистскими. Но фашизм всегда паразитирует и на демократическом устройстве в государстве и на идеях социального сотрудничества (корпоративизме). Как отличить фашистское государство от просто корпоративного? Вот в чем заключается настоящий вопрос!

 "Пойманные Степан и Фрол Разины" (Рисунок неизвестного русского художника. Карандаш и акварель. Стокгольм. 1671 год)
"Пойманные Степан и Фрол Разины" (Рисунок неизвестного русского художника. Карандаш и акварель. Стокгольм. 1671 год)

На мой взгляд есть, как минимум, два фактора для различия.

Во-первых, скандинавские страны дают нам прекрасный пример «корпоративного государства». Так называемый «шведский социализм» никому и в голову не придет назвать фашистским. Построенное в Швеции социальное государство реально обеспечивает своим людям достойную, хорошую жизнь. Никому и в голову там не придет «менять свое масло на танки». Поставлять эти «танки» в другие страны под свои же кредиты. А потом со временем списывать эти кредиты как безвозвратные.

Во-вторых, фашизм опознается по особой моральной атмосфере в стране. Там, где люди не только не стремятся помочь друг другу, но и честно признаются в отсутствии этих желаний. Все эти «оговорки» российских чиновников, главой которых официально является Путин, вызывают у людей только одну реакцию. Желание сказать, что «совести у них нет»! Назвать их «бессовестными»!

Отсюда вопрос – что такое «совесть»? И поэтому появляется философ И. А. Ильин с его рассуждениями о «совести» (о чем и была написана предыдущая статья).

Идейные основы путинизма… Кого из философов обычно цитирует В. Путин?
Схола1 ноября 2019

Дополнительно о «совести», происхождении этого понятия и его философском значении можно будет прочитать в моей следующей статье "Что такое «путинизм», или Какое государство построил В. Путин?". Там же будет дано самое простое (моральное) определение фашизма.

Что такое «путинизм», или Какое государство построил В. Путин?
Схола4 ноября 2019

Так начинается большой цикл статей о «путинизме».

Спасибо моим читателям! Спасибо за Ваше внимание и поддержку лайками!

Подписывайтесь, пожалуйста, на мой канал. Впереди нас ждет много интересных рассуждений о политике, философии и культуре в России.

Беседа с антропологом. Научный подход к любым вопросам