(The King, 2019, Великобритания)
Количество "королевских" особ, что галопом проскакали по нашим экранам за минувший год, превысило все ПДК: "Король вне закона", "Первый король", "Фаворитка", "Две королевы", "Роберт Брюс" и вот теперь ещё и "Царь. Просто царь" просто "Король". Под чьим лаконичным названием, как оказалось, сокрыта экранизация произведений Уильяма Шекспира "Генрих IV, первая и вторая части" (завязка фильма) и "Генрих V".
Правлению и батальной деятельности Генриха №5 это кино и посвящено. Вот только жаль шекспирофилов, что не обнаружат в его диалогах своей любимой поэтической строфы. А также будут обескуражены своевольно переписанной сценаристами Мишо и Эдгертоном, биографией пресловутого Джона Фальстафа. Который из трусоватого болтуна вдруг превратился у них в матёрого воина, что "открывает рот лишь тогда, когда ему есть, что сказать".
Боле того, по версии этих чудо-сценаристов, именно Фальстаф (!) изобрёл победную тактику англичан в битве при Азенкуре (центральное событие фильма), да ещё и командовал в ней передовым рыцарским отрядом.
Короче говоря, поклонников Шекспира ждёт в "Короле" тяжкое испытание, и не каждый из них его выдержит.
К счастью, для не-поклонников "Уильяма нашего", которым история Столетней войны знакома лишь по школьным учебникам, да и та давно выветрилась из памяти, здесь нет никаких раздражителей. А есть лишь энергичное средневековое кино, снятое почти по всем правилам жанра и с учётом его современных требований. Естественно, с непременной Большой Баталией (при Азенкуре) и парочкой мелких. Разве что лирическая линия в "Короле" скупая и короткая, но так уж вышло, что своей личной жизнью Генрих V занялся уже после своей главной военной кампании.
Ей и посвящена вторая половина фильма. А первая - пути героя к власти и "обкатке" им королевского трона - процесс, что редко обходится без сования палок в колеса. Как заграничными недругами, так и теми, что тусуются с королём в одном дворце и при встрече заискивающе улыбаются ему в глаза.
Историки сказывают, будто Шекспир наврал, описав молодость будущего Генриха V как череду бесконечных пьянок с вышеупомянутым Фальстафом и иными собутыльниками. В данном вопросе "Король" всё-таки солидарен с Шекспиром, поэтому ничто поначалу не намекает на то, что перед нами герой - потенциальный монарх. Тем более его отец, Генрих IV, во всеуслышание объявил, что не быть этому алкашу и повесе наследником престола. Пусть и не мечтает, даром что он старший сын!
Однако, посмотрев мрачным похмельным взором на своего младшего братишку, коему папаня прочил свою корону и отправил на войну, Генрих-пока-не-пятый решил: не, этот точно не справится. И айда встревать в политику и драки без спросу вместо него. И довстревал до того, что вернул-таки отцовское благорасполождение. Отчего король на смертном одре раскаялся и вновь переозвучил своё завещание в пользу старшего отпрыска. Который наконец-то проникся серьёзностью исторического момента и завязал с бухлом и кабацкими девками... ну по крайней мере в кадр ни то, ни другое больше не попадало.
Впрочем, заполучить корону было ещё полдела. Теперь её надо было удержать на голове, ибо слететь она оттуда могла в любой день и вместе с головой. Французы же и вовсе смотрели на нового короля северных врагов-соседей, как на сортирную дырку, и открыто троллили его при каждой возможности. Так что пришлось новоиспеченному Генриху V собирать войско, влезать в доспехи и грести через пролив на юг, дабы растолковать обидчикам, что они в корне неправы. И что отвечать за "салагу" и "сопляка" им придется по-взрослому, пускай французов было и больше, и дрались они на своей земле...
***
В общем, Netflix с таким энтузиазмом взялся за историческое кино, особенно на фоне бойкота, объявленного данному жанру Голливудом, что это... прямо-таки радует!
Так же как порадовал Дэвид Мишо ("По волчьим законам"), чьё мутноватое логическое решето под названием "Ровер" намекало, в какой манере этот австралиец может снять картину о Средневековье. Но Мишо, к чести своей, при работе над "Королём" отринул творческие эксперименты. И преподнёс зрителю картину в классическом стиле, с колоритно поставленными битвами и кристально внятным сюжетом.
По поводу чего я предлагаю порадоваться и вам. А особенно тем из вас, кто ещё бранится после недавнего "Роберта Брюса" , где ни о каком масштабе и эпичности речь и близко не шла.