Найти тему

Звездная пыль на сапогах

От «Аэлиты» до «Кин-дза-дзы»… Космическая фантастика всегда была одним из самых популярных киножанров. В том числе и в нашей стране. Мы решили пройтись по всему, что было снято у нас в этом жанре за последние 85 лет.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

При всей народной любви к ней космическая фантастика — жанр в отечественном кино практически забытый. Слишком уж сложная задача — снять фильм, в котором отовсюду не лезли бы картонные декорации и кустарные спецэффекты. «Обитаемый остров» Федора Бондарчука — при всех своих недостатках — способен возродить этот жанр на большом экране, и поэтому мы решили совершить небольшое путешествие во времени, вспомнив всё, что было до него.

Аэлита
1924
Режиссер Яков Протазанов

Этот фильм, снятый по одноименному роману Алексея Толстого, официально считается первым советским полетом в космос, совершенным в кино.

По сюжету инженер Лось конструирует космический корабль и снаряжает экспедицию на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий о том, что сможет поднять марсианский народ на революцию и установить на планете власть пролетариата, а также детектив Кравцов, который подозревает Лося в убийстве жены.

Фильм примечателен в том, что марсианские декорации и костюмы стали памятником авангардного искусства того времени.

Космический рейс
1935
Режиссер Василий Журавлев

Снятая через десятилетие работа ученика Эйзенштейна Василия Журавлева была куда более приближена к тому, что принято считать научной фантастикой. И немудрено: в постановке фильма помогал сам Циолковский!

«Космический рейс» рассказывает о полете на Луну, который готовят в Московском институте межпланетных сообщений. Во главе группы ученых, занимающихся экспедицией, стоит пожилой академик с говорящей фамилией Седых.

Руководство института опасается, что он не выдержит перегрузок, и хочет послать в космос молодого специалиста, но Седых вместе с аспиранткой Мариной и пионером Андрюшей пробираются на ракетоплан и улетают в космос.

Планета бурь
1961
Режиссер Павел Клушанцев

Тема космоса долго была под запретом, и космическая фантастика вернулась на советские киноэкраны лишь четверть века спустя — в год полета Гагарина. После полетов на Марс и Луну Павел Клушанцев отправил своих героев на Венеру.

Технический уровень его фильма был настолько высок, что эта картина включена в учебную программу американских киношкол — она служит примером того, как при минимуме средств можно снять шедевр. Стэнли Кубрик и Джордж Лукас признавались, что без «Планеты бурь» не было бы ни «Космической одиссеи 2001 года», ни «Звездных войн».

Туманность Андромеды
1968
Режиссер Евгений Шестобитов

В экранизацию одноименного романа классика советской научной фантастики Ивана Ефремова вошла только первая его часть — «Пленники Железной звезды».

Предполагалось снять продолжение, но умер, не выдержав неравной схватки с раком, главный советский кинобогатырь Сергей Столяров, игравший в фильме Дара Ветра (кстати, кое-кто считает, что этот герой дал имя Дарту Вейдеру из «Звездных войн»).

В фильме Шестобитова идет речь об экипаже космического корабля, вынужденном совершить аварийную посадку на неизведанной планете».

-2

Солярис
1972
Режиссер Андрей Тарковский

Строго говоря, «Солярис» относится к космической фантастике лишь формально и в этом списке стоит особняком.

Если исходный роман Станислава Лема и был таковой, то с легкой руки Андрея Тарковского экранизация книги трансформировалась скорее в философскую притчу.

Антураж космического корабля, экипаж которого вступает в непостижимый человеческому разуму контакт с планетой Океан, мало отвлекает от целого ряда вечных вопросов, не дававших покоя одному из величайших советских кинорежиссеров.

Москва — Кассиопея/Отроки во Вселенной
1973—1974
Режиссер Ричард Викторов

В отличие от своих коллег Ричард Викторов обратился напрямую к основному потребителю фантастики — детям, а потому и главными героями его фильма стали дети.

Пионер Витя Середа поймал радиосигнал из созвездия Кассиопеи и смоделировал космический корабль «Заря», на котором, в силу продолжительности перелета, должны были лететь подростки.

В первой части дилогии «Москва — Кассиопея» большую часть занимает подготовка к полету и отбор членов экипажа. Во второй части — «Отроки во Вселенной» — главным героям приходится столкнуться с разумной формой жизни, проявить ум, храбрость и верность.

Дознание пилота Пиркса
1979
Режиссер Марек Пестрак

Еще одна экранизация произведения Станислава Лема, однако поляка Марека Пестрака, возглавившего эту советско-польскую постановку, в отличие от Андрея Тарковского, больше интересовала именно зрелищная сторона фантастики.

В его фильме речь идет о полете на Сатурн, в котором экипаж состоит как из людей, так и из роботов. Робот Калдер поднимает бунт, так как считает человека более слабым, и пилоту Пирксу с трудом удается вернуть корабль на Землю.

Через тернии к звездам
1980
Режиссер Ричард Викторов

Третья из мегапопулярных фантастических картин Ричарда Викторова, «Через тернии к звездам», — это история о том, как звездолет «Пушкин», идя по заданному маршруту, наткнулся на инопланетный корабль.

Тот оказался лабораторией по клонированию. Клоны — в точности похожие друг на друга дети — были мертвы. В живых осталась лишь перепуганная до полусмерти девушка Ния, которая, как позже выяснилось, обладала целым рядом сверхъестественных способностей — мгновенно перемещалась в пространстве, обладала невероятной силой и реакцией, а также владела телекинезом.

Выяснилось и то, что все эти способности были ей дадены для выполнения особой миссии, на выполнение которой Ния «включилась» по прибытии на свою родную планету Десса.

Петля Ориона
1980
Режиссер Василий Левин

Пожалуй, самый слабый фильм из списка, но раз уж решили помянуть все, вспомним и его. «Петля Ориона» рассказывает о космической экспедиции к загадочному энергетическому сгустку, стремительно приближающемуся к Земле.

Как и в «Дознании пилота Пиркса», в составе экипажа люди и киборги. Земляне устанавливают контакт с внеземной цивилизацией, которая сообщает им, что Петля Ориона, как назвали ученые этот сгусток энергии, является энергетическим барьером и призвана защитить человечество от грозящей им «стеклянной болезни».

-3

Лунная радуга
1983
Режиссер Андрей Ермаш

А вот еще один фильм, который мог бы вполне соперничать с «Петлей Ориона» в борьбе за звание худшего, если бы не мощнейшая поддержка профессионалов, которая была оказана 27-летнему дебютанту Андрею Ермашу. А всё потому, что он был сыном тогдашнего председателя Госкино СССР.

В этой картине рассказывается о загадочных «черных следах», которые в разных уголках Земли оставляют косморазведчики с далекой планеты. Этот фантастический детектив украсили собой Владимир Гостюхин, Василий Ливанов и Юрий Соломин, а музыку к нему написал Эдуард Артемьев.

Кин-дза-дза!
1986
Режиссер Георгий Данелия

Выдающийся советский комедиограф Георгий Данелия, обратившись к жанру кинофантастики, создал подлинный шедевр. В этой ироничной истории о двух землянах, оказавшихся на далекой планете Кин-дза-дза, инопланетный антураж используется для социальной сатиры.

В фильме без труда можно углядеть признаки политического памфлета, которые еще за год до его выхода были бы поводом для отправки на полку. Фильм растащен на цитаты и не теряет своей популярности по сей день.

Подземелье ведьм
1990
Режиссер Юрий Мороз

А вот Юрий Мороз отклонился от жанра в сторону приключенческой мелодрамы. И, строго говоря, «Подземелье ведьм» тоже к фантастике имеет весьма опосредованное отношение, а уж к космосу только в силу того, что действие происходит на другой планете.

Планета Эвур отстает в плане развития цивилизации на пару десятков веков, и ее раздирают войны диких племен. Исследователи с Земли, одного из которых сыграл «гардемарин» Сергей Жигунов, оказываются вовлеченными в один из местных конфликтов.

Четвертая планета
1995
Режиссер Дмитрий Астрахан

Поскольку в 90-х бюджета на постановку фантастических фильмов просто не было, Дмитрий Астрахан отдалился от жанра еще дальше, чем Юрий Мороз. В его фильме экипаж международной космической экспедиции приземлился на Марсе, где оказался под воздействием неких гипнотических волн марсиан.

Землянам было внушено, что они уже вернулись с Марса, попав в прошлое — в провинциальный городок со всеми мерзостями советского быта. По сюжету и идее фильм напоминает картину Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» (1987) — тоже прошлое, попав в которое герой оказывается перед непростым выбором.

Азирис Нуна
2006
Режиссер Олег Компасов

Первый высокобюджетный научно-фантастический (хотя и всё еще не имеющий к космосу прямого отношения) фильм в отечественном кино за почти четверть века, «Азирис Нуна», поставленный по повести Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина «Сегодня, мама!», — это попытка сделать что-то столь же зрелищное, как «Отроки во Вселенной», но уже с использованием всех современных технических средств.

Герои фильма, два юных брата Стас и Костя, обнаруживают некую металлическую капсулу, которая оказывается кораблем, способным перемещать во времени и пространстве. И уже первое перемещение закидывает их в 2506 год, где они становятся узниками космической тюрьмы.

Автор: Александр Фолин, "Частный корреспондент".