Все больше и больше мы приходим к пониманию того, что способ, которым дети приобретают когнитивные представления, зависит от того, как развивается их система обработки информации (процессинга). Например, информация, с которой дети приобретают знания о мире, часто поступает в виде быстрых и переходных сигналов (например, действия, речь), которые должны быть быстро обработаны, чтобы их могли использовать механизмы обучения ребенка.
В изучении языка, недавние исследования выделили одно ограничение обработки, которое, кажется, играет ключевую роль в развитии навыков: скорость, с которой дети обрабатывают знакомые слова, объясняет значительную часть различий в скорости роста детского словарного запаса (СЗ). Это наблюдение основано на большом количестве исследований, которые показали, что маленькие дети, которые быстрее реагируют на такие вопросы, как "Где собака?" в парадигме "глядя, слушая", имеют большую лексику.
Более быстрая обработка знакомых слов высвобождает ресурсы, которые затем могут быть направлены на изучение новых слов. Обладание большим опытом восприятия и использования речи приводит к большей лексической сети, что в свою очередь повышает скорость обработки как новых, так и старых слов. Объем и разнообразие лексической и сублексной информации, хранящейся в лексиконе, влияет как на скорость обработки привычных слов, так и на скорость приобретения СЗ.
Роль скорости лингвистической обработки в овладении языком
Недавно ученые впервые продемонстрировали взаимосвязь между скоростью обработки речи у младенцев и размером СЗ с использованием парадигмы «смотреть во время прослушивания» для оценки распознавания произнесенного слова у детей в возрасте 18 и 21 месяцев. Как правило, в задачах «смотреть во время прослушивания» дети видят на экране пару изображений (например, шарик с левой стороны экрана и башмак справа), одновременно слушая речь, которая относится к одному из этих изображений. (например, «Где мяч?»).
В течение этого времени их движения глаз контролируются и затем кодируются отдельно. Поскольку люди имеют тенденцию фиксировать референта, когда он помечен и поскольку эти фиксации тесно связаны с услышанными словами, задержка смещается от отвлекающее изображение (в данном случае - башмак) к целевому изображению (мячу) используется как способ измерения скорости, с которой дети могут связать слово с его референтом (то есть обработать слово).
Их этих экспериментов ученые сделали вывод что:
● скорость обработки будет коррелировать с размером СЗ в каждом тестируемом возрасте,
● скорость обработки будет предсказывать рост размера СЗ после одновременного его контроля,
● скорость обработки будет прогнозировать последующее получение синтаксиса, после одновременного контроля СЗ.
Дети быстрее узнавали знакомые слова в речи в период между 19 и 31 месяцем, а индивидуальный показатель в языковой обработке оставался в целом стабильным по всему развитию - те же самые дети, которые были быстры в 19 месяцев, имели быструю обработку и 12 месяцев спустя. Дети с более объёмной лексикой могут обрабатывать знакомые слова более подробно в возрасте 19 месяцев, и дают примерную информацию о том, что эта взаимосвязь может существовать в более общем плане в раннем детстве или, по крайней мере, в течение 2 и 3 лет жизни.
Скорость обработки предсказывает квадратичный рост СЗ в возрасте от 19 до 25 месяцев. То есть, форма его расширения зависит от того, как быстро дети будут обрабатывать знакомые слова. Для детей с большим СЗ более быстрая обработка знакомых слов не привела к ускоренному освоению новых слов в последующие шесть месяцев. Однако, среди детей с маленьким СЗ, более быстрая обработка знакомых слов привела к более быстрому росту СЗ в последующие шесть месяцев. Таким образом, скорость обработки предсказывает рост СЗ, но только для детей с его меньшим количеством.
Дети с высоким СЗ могут уже настолько хорошо обрабатывать знакомые слова, что скорость обработки перестает быть определяющим фактором в их последующем расширении словаря, а другие навыки, такие как умение выполнять синтаксическую загрузку, играют все более важную роль. Размер СЗ сам по себе не способствовал усвоению синтаксической сложности - дополнительным фактором, способствующим усвоению языка, является скорость, с которой ребенок может обрабатывать язык, который он слышит. Скорость обработки непосредственно влияет на скорость роста синтаксической сложности.
Обработка знакомых слов может помочь в отслеживании совпадений между словами, что является необходимым навыком синтаксического развития. В качестве альтернативы, языковая обработка должна стать более популярной для детей, у которых уже есть большой СЗ, поскольку они должны иметь возможность классифицировать большее количество слов в своем лексиконе. Более быстрые процессоры облегчают запоминание новых слов и синтаксиса.
Существует, одна детальная механистическая модель изучения лексики, которая предполагает, что именно объем и разнообразие лексической и сублексной информации, хранящейся в лексиконе, определяют как скорость обработки знакомых слов, так и скорость приобретения новых слов. Ключевыми параметрами модели являются:
- механизм обучения на основе отдельных блоков, который учится путем постепенного отсечения информации во внутренней репрезентативной системе модели на основе поступающих данных
- вероятностное ограничение обработки, при котором в среднем доступно только определенное количество блоков данных; ограничения обработки имитации, препятствующие полной обработке детьми младшего возраста длинных высказываний.
Модель получает данные в виде реальных высказываний (т.е. натуралистических данных), которые представлены в виде строк фонетических символов с ограничением по слову. Этому учат, кодируя слово на как можно меньше фрагментов на первой экспозиции, а затем комбинируя смежные фрагменты на каждой последующей экспозиции, пока все слово не будет представлено как один фрагмент.
Это дает потенциальное объяснение взаимосвязи между скоростью обработки и СЗ. Модели с большими словарями способны обрабатывать знакомые слова быстрее, так как их большие словари означают, что они с большей вероятностью будут представлять знакомое слово с меньшим количеством больших кусков. Каждый фрагмент занимает одно и то же время для обработки, независимо от его длины, поэтому чем меньше фрагментов требуется для обработки одного слова, тем быстрее скорость его обработки.
Наконец, как только СЗ достигает определенного размера, все часто встречающиеся знакомые слова сохраняются в виде одного фрагмента, и в модели больше не остается значимых изменений во времени обработки. Это объясняет, почему нет связи между СЗ и скоростью обработки в 25 и 31 месяц. И, возможно, почему связь сильнее у детей с низким уровнем СЗ в раннем возрасте.
Результаты исследований показывают относительно прямую связь между обработкой и синтаксисом, в которой высокая скорость обработки может способствовать росту СЗ и синтаксиса, возможно, потому, что быстрые процессоры имеют более глубокое укоренение, более легкое извлечение лексических представлений, или потому, что у них больше лексических и сублексных фрагментов для использования при изучении новых слов. Более широкие аспекты, касающихся механизмов, с помощью которых дети приобретают языковые и более широкие познавательные представления:
- развивающаяся система обработки данных ребенка, будет играть ключевую роль в формировании процесса обучения,
- знания, накопленные ребенком на этапе обучения, могут критически определять не только скорость обработки им своих вводимых данных, но и то, как он в дальнейшем будет учиться в школе.