Я писала уже о наблюдениях биологов за крысами - самыми агрессивными и неуправляемыми вырастали те животные, на которых не обращали внимания. Их лишали гнезда и родительского ухода, только кормили. И в клетках не держали, они свободно бегали по лаборатории. Так вот: потом ученые стали бояться в лабораторию заходить. Крысёныши кусали их за ноги, впивались в брюки и в ботинки, бросались агрессивно на любой объект…
И наблюдения за людьми дали такие же результаты: преступниками становились дети, на которых не обращали внимания. Неважно, в богатой семье или в бедной; именно эти дети отличались особой агрессивностью и склонностью к преступлениям. Они попадали в тюрьмы и в исправительные учреждения, но как-то не очень исправлялись…
Но агрессоры и неудачники - это разные люди. Бывают очень даже удачливые преступники и счастливые агрессоры. Им везёт до поры до времени. Кто же чаще становится так называемым неудачником, кто не может никак добиться успеха и чувствует себя гонимым и несчастным? Неудачниками становятся дети, которых били и третировали родители. Даже если били в воспитательных целях - чтобы они добились успеха. Воспитывали и наставляли таким образом. Но все вышло наоборот: дети выросли и стали неудачниками.
Этих людей использовали в браке и на работе, третировали, подвергали травле, у них были проблемы в общении и разные хронические болезни. И депрессиями они чаще болели. И плохие мысли о суициде посещали их чаще... Родительская программа довлела над судьбами этих выросших детей. Они делали все правильно, они старались, они боролись, но удача обходила их стороной. Стоило им хоть чего-то добиться, они снова это теряли. Или у них крали и отнимали все, что они заработали. Или происходило что-то плохое: болезнь, авария. И они снова оставались ни с чем.
Ученые пятьдесят лет наблюдали за группой людей - это очень долго. Это лонгитюд, так называется такое долгое исследование-наблюдение. И неудачи во взрослой жизни преследовали тех, к кому применялись в детстве жестокие меры воспитания. Неважно, были их родители достойными членами общества или пьющими маргиналами - дети вырастали несчастными и жили плоховато. Они были нормальными, хорошими людьми чаще всего. Но их буквально преследовал злой рок.
Так себе судьба. Это печальное наблюдение. Но ученые обмолвились об очень важном - сорок лет. Вот ключевой вывод наблюдения. Сорок лет человека преследуют неудачи в случае такого воспитания. Примерно так. А потом власть злого заклятия пропадает. И можно обрести свободу. И стать удачливым и успешным! После сорока лет власть над собственной судьбой возвращается к человеку и он может стать счастливым и добиться успеха, богатства, найти свою любовь… Главное, дожить до сорока и не сдаться в борьбе с обстоятельствами.
Почему именно сорок лет - непонятно, много объяснений можно провести. Но, действительно, после сорока жизнь иногда только начинается - счастливая жизнь. Успешная. И в некоторых случаях только после сорока возможен счастливый брак, богатство, слава, карьера... Сорок лет - это очень много. Но если выжить - потом все может измениться к лучшему.
Анна Кирьянова