Недавно я просила о помощи в поисках рассказов, которые читала в юности. Благодаря читателям я узнала, что это произведения Анатолия Тоболяка и смогла их перечитать. Хочу рассказать о том, как изменились мои впечатления за десять с лишним лет.
Письма туда и обратно
Небольшая по объему эпистолярная повесть. Молодожены расстаются на время. Молодой человек уезжает на край страны, чтобы работать милиционером в небольшом поселке в глухой тайге. Его жена остается в родном городе, чтобы закончить институт, прежде чем отправиться к мужу. В ожидании встречи они пишут друг другу письма.
Перечитала с большим удовольствием. Мне запомнилось после первого прочтения, что это история о взаимоотношениях и испытании разлукой. Странно, что из памяти выветрилось, что это в сущности еще и детектив. Короткий, но с полноценной завязкой, расследованием и отгадкой. И, как и история главных героев, заставляющий задуматься.
Написано живым и образным языком. Рекомендую.
Попытка контакта
Родители главного героя давно развелись. Молодой человек узнает о приезде в город отца, с которым он давно не виделся.
Восприятие этого рассказа изменилось. Впервые я прочитала его в возрасте рассказчика - лет в девятнадцать. Тогда ни манера изложения, ни поведение главного героя, ни его оценка окружающих не казались мне отталкивающими и чрезмерно эмоциональными. Сейчас кажутся, но это не минус, а плюс. Поразительно, как автору удается передать голос юного и незрелого человека - жертвы родительского конфликта. Стоит прочитать всем разведенным родителям. Матерям особенно.
Папа уехал
Семья переезжает на Сахалин, чтобы начать новую жизнь. Новый дом, новая работа, новые знакомые и кажется, что все будет прекрасно. Но старая проблема главы семьи - пристрастие к алкоголю, приехала вместе с ними.
Трагичная в своей обыденности история, рассказанная от имени подростка. Монолог иногда прерывается письмами - матери, бабушки, отца. И от этих писем становится еще страшнее. Такие истории сплошь и рядом, ими никого не удивишь. Иногда это даже принимается чуть ли не как должное. Об этом и говорить-то не принято. Поэтому рассказ этот звучит как крик.
Во всех прочитанных мной произведениях Анатолия Тоболяка (кроме указанных выше я прочитала еще "Откровенные тетради") рассказ ведется от первого лица, от имени очень разных людей - разный возраст, разный пол, разный жизненный опыт. И это заметно. Голос рассказчика - живой. Можно быть с ним согласным или нет, он может раздражать, но ему веришь. Такое удается далеко не всем писателям. Очень часто за голосами разных персонажей явно слышится только один - авторский.
Эти произведения написаны в 1980-е, но актуальности своей ничуть не потеряли. Обычная жизнь, на которую порой стоит взглянуть со стороны, встряхнуться и что-то попробовать исправить.