Всем привет! С вами Мира Солнцева. Я – мама троих детей и мне есть что рассказать.
Двое старших детей, племянник, крестник, дети подруг и знакомых – у всех у них иногда начинает появляться так называемый «синдром избирательной глухоты». Я думаю, многие родители сталкивались с таким явлением. Проявляется он чаще, когда начинаешь отправлять ребёнка спать или просишь убрать за собой игрушки. )))
И это не относится к физическому нарушению слуха, ведь ласковые слова воспринимаются с первого раза. Фраза родителей: «Почему я должна(должен) повторять тебе 10 раз» - никак не способствует улучшению ситуации. Стоит разобраться, в первую очередь, в причинах такого поведения.
1 причина. Возраст ребёнка. В определённом возрасте, в силу особенностей нервной системы, ребёнок не может переключать своё внимание так же быстро, как взрослый.
2 причина. Ребёнок очень увлечён. Когда дети сильно увлечены каким-то процессом, ничего вокруг в этот момент для них не существует. Фокус внимания полностью направлен на что-то и они на самом деле просто не слышат ничего вокруг.
3 причина. Привычка. Ребёнок просто привык, что ему постоянно повторяют одно и то же. Если это сопровождается словами: «Повторяю один раз, и если не сделаешь, то будешь наказан» или подобными, но при этом последствий никаких не возникает, ребёнок просто привыкает игнорировать ваши слова.
Для того, что бы научить ребёнка воспринимать ваши слова с первого раза необходимо:
- Убедиться, что вас слушают. Если ребёнок чем-то увлечён, нет смысла кричать ему из другой комнаты. Следует подойти и узнать, что так заинтересовало его. Затем физически обратить на себя его внимание. Например, обнять за плечи, попросить посмотреть на вас, погладить по голове. После этого высказать свою просьбу. Если ребёнок сразу отреагировал, надо похвалить его. «Какая ты у меня молодец! Прям помощница растёт и по 100 раз повторять не пришлось!».
- Удостовериться, что вас услышали. Слушать и слышать – разные вещи. Ребёнок может даже кивать головой, но при этом думать совсем о другом. Можно просто попросить, чтобы ребёнок повторил вашу просьбу. «Ты меня услышала? О чем я тебя попросила?».
- Проговорить неизбежные последствия. Обратите внимание, чтобы последствия наступали обязательно. «Если ты сейчас не поешь – я уберу со стола, и ты останешься голодным».
Помните о важном!
Требования, которые вы предъявляете своему ребёнку должны соответствовать его возрасту. Нет смысла говорить, чтобы малыш убрал игрушки за пять минут, если он не понимает сколько это.
Показывайте своим примером, что реагируете на слова ребёнка сразу и проговаривайте это: «Леночка, я налила тебе попить, как только ты попросила».
Берегите себя и своих близких.