Найти тему
Свободная школа

Может ли школа мешать учиться?

Предыдущая глава здесь. Начало этой истории тут.

Мама Катя перевела своего сына семиклассника Андрея в онлайн-школу. Она до последнего момента понятия не имела о существовании таких школ и нашла эту школу уже в процессе перевода сына на семейное обучение. Почему Андрей решил покинуть обычную школу и продолжить обучение самостоятельно? Причин было несколько. Во-первых, Андрей уставал от большой нагрузки, в том числе и нервной. Он считал, что учёба в школе построена неэффективно. Тот же объём материала можно было выучить намного быстрее, если заниматься индивидуально в своём темпе. Во-вторых, в школе было опасно. То буллинг, то несчастные случаи, то травмы на уроках физкультуры. Один раз на перемене, когда все спускались по лестнице в столовую, кто-то из ребят сорвал со спины одноклассника тяжёлый рюкзак и скинул на нижележащий пролёт лестницы с большой высоты. Хорошо, что этот рюкзак упал на ступеньки, а не на чью-то голову. А ведь по лестнице шли ученики, и кому-то не хватило всего лишь одного шага... Возможно, некоторые читатели скажут: "Подумаешь! Мы все так в школе учились. И травмы были, и драки..." Но Андрей решил поберечь себя. Здоровье может понадобиться для более важных дел!

Что не понравилось маме Кате в школьном обучении? То, что ребёнок должен носить тяжёлый рюкзак. У сына в возрасте 13 лет начался сильный рост, и это сказывалось на его осанке. Но главный аргумент против посещения школы у Кати был такой: пользы от школы нет. Основное обучение идёт всё равно дома в процессе выполнения домашних заданий. И на все вопросы сына отвечает не учительница, а мама. Листая тетради, можно заметить, что классная работа занимает от силы полстраницы, а домашняя - страницы две.

К сожалению, некоторые уроки в школе строились так, что в начале урока учителя проверяли домашнее задание, опрашивали учеников, ругали двоечников, а в конце урока задавали задание. Это всё. Таким образом, ребёнок каждый день ходил в школу как на экзамен: он нервничал, не высыпался. Ученик не учился на уроках, он показывал то, что выучил дома, а учитель ставил оценки. Если на уроке и был небольшой промежуток для изучения новой темы, то учитель просто предлагал детям почитать учебник. Конечно, в школе встречались и хорошие учителя. Как правило, это были учителя пожилые, которые работали ещё при Советском Союзе. Таким учителям было наплевать на современные педагогические технологии. В отчётах они писали всё как положено, а преподавали по старой советской системе. Например, по биологии по стандарту требовалось, чтобы дети заполняли тетради на печатной основе. Пожилая учительница добросовестно записывала в электронный журнал номера домашних заданий по этой тетради, но никогда их не проверяла. Она прекрасно знала, что дети списывают с ГДЗ, и не видела в этом никакого смысла. Эта учительница очень хорошо объясняла на уроках, и дети приходили домой уже с готовыми знаниями. Они могли даже не читать учебник. Жаль, что таких учителей в школе Андрея было только трое. А молодые учителя, как правило, только готовили детей к ЕГЭ уже начиная с пятого класса. Как выглядит формат ЕГЭ, можно показать на элементарном примере. Дана задача по математике. К ней приложены четыре варианта ответов: 1) 2; 2) 0; 3) 1; 4) 3. Ребёнок решает задачу. У него получается ответ 1. Но в бланк для ответа нельзя писать 1, а надо писать 3, потому что ответ 1 идёт под номером 3. Вот такая система.

Катя очень любила школу как мама ученика. Ей нравилось ходить на родительские собрания, общаться с учителями и родителями одноклассников. Ей было жалко с ними расставаться. Ещё она жалела, что теперь не будет праздников и выпускного вечера. Но Андрей так решил, и она понимала, что ему на семейном обучении будет лучше.

"Андрей считает, что школа мешает учиться, — сказала Катя. — После школы он устаёт, а вечером ему приходится осваивать программу с нуля, потому что даже если учитель объясняет на уроке, ничего не возможно понять из-за шума в классе. Да и учитель сам постоянно прерывает своё объяснение замечаниями и выяснениями отношений с учениками. Как ни странно, Андрей хорошо учится только за счёт того, что часто болеет. Во время своих болезней он осваивает школьную программу, потому что только тогда есть время. Потом он приходит в школу и получает пятёрки".

Катя призналась, что ей кажется странным, когда люди имеют однозначное мнение относительно семейного обучения и пытаются распространить его на всех. Например: "Я сторонник школьного обучения! Получать качественное образование можно только в школе, поскольку там преподают специалисты!" - "А я сторонник семейного обучения! Школа мешает учиться, отнимает время, там отсутствует индивидуальный подход к ученику..." И они спорят, что лучше в глобальном смысле: семейное или школьное обучение. Но ведь на самом деле не может быть правды, распространяющейся на всех сразу. Форма обучения - это индивидуальный выбор каждого ученика. Даже родители не должны навязывать ребёнку свою точку зрения, потому что у ребёнка она может быть иной. Тут всё зависит от характера ученика, от его общительности, от того, как ему удобнее заниматься: в коллективе или одному. Есть ещё много факторов, от которых зависит выбор. Поэтому однозначно говорить, что лучше, а что хуже, нельзя. Каждый решает для себя.

Продолжение здесь.

Рекомендую статью "Школа в беде!"