Я приветствую Вас на своем канале, с вами все тот же Persona_grata. Советую прочесть до конца следующую интересную статью. Удачи. :)
Право народа на самоопределение является одним из основных принципов международного права, характеризующий права каждого народа (нации) самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать политический статус и осуществлять свое экономическое и культурное развитие. Особенно актуальный характер данный вопрос имел во второй половине XX века, а также в период 90-х гг. Он призван способствовать равноправию народов всего мира, основной целью которого является использования данного принципа как инструмента для решения вопросов национального характера и предотвращение вооруженных конфликтов. Однако именно право на самоопределение в современном мире является причиной возникновения этих конфликтов.
К политическому хаосу и конфликтам приводит стремление этносов к собственной государственности. Некоторые из них признаны международным сообществом, например, Эритрея, получившая независимость от Эфиопии в 1993 году. Статус других территориальных образований таких, как Косово, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Палестины, Турецкой Республики Северного Кипра до сих пор не определен, что естественно служит источником межнациональных, либо религиозных конфликтов. Термин “право на самоопределение” уже позволяет говорить нам о желании и отделении одной составной части от государства в целом, что является неблагоприятным последствием. Особо острый характер регулирования данного вопроса имеет место быть в современных условиях.
Впервые процесс становления данной норм начался в 1792 году, после присоединения папских Анклавов Авиньон и Венсенн к Франции, который произошел на основе плебисцита. Он получил признание в процессе распада колониальной системы таких держав как Великобритании, Франции и Испании и получил свое признание, вступивший в силу в 1945 году Устав ООН, а затем в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам и в последующих международно-правовых актах и декларациях ООН. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных права и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 закреплен принцип: “Все народы имеют право на самоопределение”.Согласно данной норме они свободно устанавливают без вмешательства извне свой политический статус и свободной обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с данной декларацией способы осуществления права на самоопределение могут быть создание суверенного государства, присоединение к независимому государству или объединение с ним. Аналогичные принципы были закреплены в последующих нормативных актах.
Необходимо отметить, что право на самоопределение народов противоречит с другим немаловажным принципом, принципом территориальной целостности. Неспособность сторон найти мирное урегулирование данного противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перестающих в военное противостояние. Достаточно вспомнить косовский конфликт 1998 года, между албанскими повстанцами и Союзной Республикой Югославии, приведшие в многочисленным потерям среди гражданского населения. После этого войска НАТО вмешались в военный конфликт и проводила активные бомбардировки на территории Югославии в результате чего произошел массовый отток неалбанского населения и в 2008 г. Косово было признано как суверенное государство.
Вплоть до начала 2000-х годов данный вопрос не имел единого мнения, что приводили к конфликтам в различных государствах. В 1999 году Венецианская комиссия (офицальноЕвропейская комиссия за демократию через право)изучив, данный вопрос с точки зрения конституционного права не нашла отражения данного принципа в конституциях стран. Напротив, большинство мировых конституций запрещают отделения составных частей от государства и провозглашают неделимость. Право на самоопределение в первую очередь означает как внутреннее самоопределение, т. е. государство предоставляет тем или иным территориальным единицам значительной части полномочий в решении определенных вопросов.
В подтверждении вышесказанного необходимо привести резолюцию № 1832, принятая на заседании ПАСЕ в Страсбурге, согласно которой право этнических меньшинства на самоопределение не предусматривает автоматического права на отделении и в первую очередь должно реализовано методом защиты прав меньшинств в составе данного государства.Согласно, данной резолюции можно сказать, что отделение составных частей государства в одностороннем порядке признается нелегитимной.
Таким образом, данная проблема является одной из самых актуальных проблем в современном мире. На сегодняшний день не удается иерархизировать нормы международного права, некоторые из которых противоречат друг другу. Принцип права на самоопределение является неотъемлемым принципом международного права, однако он противоречит с другим немаловажным принципом территориальной целостности государства. Исторические прецеденты не являются определенными, поскольку исторические трактовки часто являются субъективными и зависят от геополитических интересов той или иной страны.
Спасибо,что прочитали статью. А, что вы думаете по этому поводу? Обязательно поделись своим мнением в комментариях, подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Читайте, также другие статьи. До новых встреч :)