О гитаре в следующий раз. Тут реально бомбануло.
Песня "Спасибо за день, спасибо за ночь". Сейчас её авторство приписывают Боярскому, но я застал её ещё в англоязычном варианте как продукт американской группы, с которой работал сын Ильи Резника - Виктор Резник. По телевизору она прозвучала в 1990 году, но Резник младший пережил Цоя буквально на месяц, проект загнулся, песня исчезла (но не забылась, я-то вот помню) - а лет через N выступает с ней Боярский и как будто так и надо. Ну, хз, может, он русский текст сам сочинил (я в английском не особо силён, но даже так понятно, что там не перевод), это со времён Совка святое дело. Кого только не перепевали - благо, внутри "занавеса" на мировое авторское право можно было плевать с высокой башни.
Дело даже не в этом. Песня, даже в местной локализации, вышла удачная, слушать приятно. И вот сегодня я слышу от прохожей дамы (женщины от сорока и выше в этом смысле самые активные почему-то): "Ты что играешь??! Это же Боярский!!" Ну да, допустим, всё верно, а в чём проблема?
- Как ты можешь ЭТО играть, ты что - новости не смотришь???
Я прямо завис. Мысленно штудирую текст - да нет, вполне себе добрый, никаких намёков даже... Собственно, ещё некоторые прохожие косились с упрёком. Лады, ночью полез в Интернет - так вот оно что! Машиночка-то на тротуаре. Исполнитель-то, ясное дело, ещё когда за песню брался, он уже тогда свою иномарку поперёк пешеходам планировал всунуть, инфа сотка, это вот прямо в тексте между строк и написано! Посему население всей необъятной державы в один миг переменило свои предпочтения и дружно вдарило бойкотом по мерзким песнопениям...
Я думаю, вы поняли: стоит мне сейчас написать одно-единственное стартовое слово -
Макаревичччч!!!!
- как залпы пылающих тапок унизят весь ядерный потенциал планеты. Вот понимаете, жил вполне себе эпатажный мальчик из бедной еврейской семьи с небольшими связями. Одним только желанием и примерным поведением накружил (и не один раз) полный набор сценической аппаратуры, не арендной, своей. Это в годы, когда даже чёрно-белый телевизор был предметом роскоши, недоступной многим. Заодно и инструменты, конечно. Плотно подсел на волну диссидентства, за что его не только не посадили, не только не запрещали выступать - нет, его показывали по телевизору, фирма "Мелодия" с удовольствием его записывала и вообще "Машина" всерьёз считалась "нашими The Beatles", точно так же как была "наша Тина Тёрнер" в лице Пугачёвой, "наш..." - вот тут я теряюсь, то ли Джо Дассен, то ли Челентано в лице Высоцкого, "наши Том и Джерри" в виде волка и зайца... Все эти, которые "а у нас тоже и не хуже!" обладали повышенным иммунитетом ко всяким кодексам, кучей привилегий, ну, вы в курсе. То есть человек чудил не по-детски всю жизнь и ему за это не просто ничего не было, "Макар" был кумиром аж трёх поколений и лицом группы. Это с учётом того, что самый грамотный музыкант и аранжировщик там был Моргулис, часть песен написана в соавторстве с Кутиковым и он же их и исполнял ("Новый поворот", например). Одним словом, песни "Машины" шли на ура везде и у всех.
И несколько лет назад то ли дед решил доказать, что "я ещё могу!", но не смог; то ли знакомые рельсы в нынешних условиях оказались не такими полезными; то ли просто доброжелатель не упустил момента ущемить ближнего своего (неизвестно в какой отрасли, я видел в Балаклаве личный яхт-клуб Макаревича, например) и удачно раскачал удобный повод - не имеет значения сейчас. Важно то, что население дружно ополчилось. На него - это ещё объяснимо. Но заодно и на все песни группы, от которых САМИ ЖЕ балдели ещё вчера. И не только они, но и отцы и даже деды. Тумблер сработал - режим тотальной ненависти активирован. Я уже, честно говоря, готов прочесть, что прошлись хлоркой, а то и огнемётом, по всем точкам топографической карты страны, где он хоть раз появлялся. Или вообще сровняли там всё и бетоном залили, как реактор чернобыльский.
Люди (я именно к этим негодующим обращаюсь), вы вообще мух от котлет отделять умеете? Какое могут иметь отношение песни далёкого прошлого, въевшиеся в культуру СССР настолько, что стали практически народными, к поступкам - СЕГОДНЯШНИМ ПОСТУПКАМ - одного из участников группы, да будь он хоть тридцать три раза автор этих песен? Где же вы ТОГДА были, а? Далеко ходить не надо, почему же ни один из вас не "распознал по песням гада" даже в 2013 году? Ответ простой: потому что песни те - не гадские.
В 2015 году играл в Севастополе. Песня "Вот пуля просвистела...", её ещё в начале восьмидесятых играла группа "АУ", сейчас самый популярный кавер - в исполнении Чигракова. Остановились две пожилые ухоженные женщины, внимательно дослушали, после чего с классическим чекистским прищуром: "Это какой такой батька-атаман? Не Бандера ли, часом?.." Кгм. Бандера. На русском. Ну, о'к. Ладно бы ещё претензии к Нестору Махно прозвучали. Веяние времени, страшная штука.
Вообще встряска сознания в те два с половиной года, которые я там прожил, у населения произошла очень серьёзная. Примерно то же время, тот же город: "Спой песню, что написал Кинчев в честь возвращения Крыма!" Упс... Я понимаю, что надо бы почаще следить хотя бы за событиями музыкального мира и сейчас выгляжу полнейшим лошарой. Ну, хоть узна́ю, за спрос, как говорится, не бьют. Что за песня, говорю? - "Небо славян, ясен пень!!!"
...просто оставлю это здесь, хорошо?
«Сейча́с поздне́е, чем ты ду́маешь» — двенадцатый студийный альбом группы «Алиса», вышедший в 2003 году. Перед изданием альбома был выпущен сингл «Без креста». На песни «Родина», «Небо славян» и «Антихрист» были сняты видеоклипы. (Википедия)
Собственно, когда чуть позже (и снова там же)две молодые девчонки громко уверяли меня, что песня "Кукушка" написана Полиной Гагариной, я понял, что попал в параллельную реальность. Кстати, предвидя яростный патриотический обстрел - я это не придумал. Такое вообще не придумать ни трезвому, ни пьяному.
В своё время я был довольно шокирован, узнав о сексуальной ориентации Фредди Меркьюри. Я ж не продвинутый, сплетни не собирал, видео тогда увидеть было почти невозможно. Но потом немного включил мозги. Поскольку песни он пел всё же не жопой, а в тексте, например, "Show must go on" о подробностях жития "радужных" найдёт упоминания только психически безнадёжный человек, то мне как нравились хиты Queen, так и остались нравиться. Искусство, как сказал кто-то, не принадлежит автору.
А ещё я понял одну вещь. И вот не знаю, шутка это получится или нет. В нашем обществе если и играть чужие песни - то только мёртвых музыкантов. Цой, Высоцкий - там уже мнение устоявшееся, "наши в доску пацаны" и внезапных новостей ожидать не приходится. Хотя... Ну, во всяком случае, вероятность низкая. А то я, выходит, рискую каждый день, что, например, Кинчев или Бутусов что-нибудь сделают или скажут, после чего меня внезапно сожгут на костре в знак неодобрения их жизненной позиции.