Заметки путешественника
Всем привет!
Продолжаем наш цикл статей, посвященный майской выставке транспорта в Санкт-Петербурге. Сегодня я расскажу о «сборной солянке» из автобусов различных моделей, представленных на параде техники. Они попали в статью «по остаточному принципу», но, тем не менее, большинство из них вызвали бОльший интерес у посетителей, нежели чем линейные ЛиАЗы и Икарусы.
Итак, начнем. Первым экземпляром, вызвавшим интерес, стал автобус Volvo B635-08 на кузове производства Svenska Karosseriverkstäderna AB (предок известной всем марки Scania). Чем интересна эта машина?
Ну, во-первых, она построена в 1962 году. Во-вторых, кабина у неё расположена с правой стороны, а ее история помнит как левостороннее движение, так и правостороннее. Откуда, спросите вы? Все очень просто: в Швеции было правостороннее движение до дня «Н» - 3 сентября 1967 года. Тогда и автобусам сменили «ориентацию» дверей.
Салон автобуса выглядит солидно и сейчас – удобные мягкие кресла, сеточки для багажа. Кабина, разумеется, проще. Но по тем временам оборудована весьма прилично.
Автобус прибыл на выставку из Эстонии впервые и очень порадовал публику «неординарным» экспонатом.
Следующий эстонский гость – автобус Setra S80. Это междугородний автобус, который, в настоящее время, отнесли бы, скорее, к среднему классу вместимости.
Это автобус второго поколения Зетр был произведен в 1972 году. В нем уже узнаются характерные черты более знакомых нам автобусов Setra. Автобус имеет около 28 посадочных мест.
Таких автобусов осталось в мире всего 9 штук, два из них – на бескрайних просторах нашей Родины. Тем не менее, для людей этот автобус, пожалуй, диковинка.
Следующей машиной является РАФ-976. Это автобус производства рижской автобусной фабрики. Данная модель распространялась, по большей части, на территории Латвийской ССР.
Данный автобус относят к 1964 году производства, хотя по факту он собран из 2 машин – латвийской и найденных «остатков» в Тверской области. Вышла весьма солидная машина, некоторые отмечают, что получилось нечто среднее между РАФ-251 и РАФ-976.
Мена машина удивила суперогромными диванами, напоминающими, скорее, батут. В России подобные машины можно встретить, разве что, в музеях.
Следом за ним шел более современный микроавтобус РАФ-2203. Они производились с 1976 по 1997 год. Эта модель активно использовалась в качестве маршрутного такси в 90-х, пока не стали вытесняться газелями. Данная машина была произведена в 1983 и выкуплена частными лицами. Также был еще один микроавтобус Robur LO 3000, произведенного в городе Циттау, который был расположен в то время в ГДР. Он также был произведен в 80-е, но на 2 года раньше – в 1981 году.
Автобус MAN SL200 довольно частовстречающаяся машина в России. Дело в том, что их в большом количестве поставляли к нам в 90-е и 00-е б/ушными из стран Западной Европы. Так, эта машина пришла в Санкт-Петербург в 2001 году из Мюнхена, где проработала 17 лет. В СПб пробыла на линии 9 лет и была передана в музей.
МАЗ-103.040 была довольно распространенной машиной в 00 и 10-е годы 21 века в России.
В Санкт-Петербурге была поставка машин в 1998 и 1999 годах. Такие машины проработали на линии до 2014 года.
Данная машина сохранилась и работает в учебном комбинате, его оборудовали креслом для инструктора, дополнительными педалями. Сейчас осталось всего 3 рабочих линейных машины в мире.
Следующим автобусом стал Škoda 706 RTO . Это автобусы, производства завода Karosa были распространены в Чехословакии, где за характерную форму получили прозвище «огурец». Эта модель – сборная солянка трех заводов: кузов от Каросы, двигатель от Шкоды, а шасси от ЛИАЗа (завода, что существовал в городе Яблонец-над-Нисой).
Эти автобусы производились в период с 1956 по 1972 год. Данная машина была произведена ровно посередине этого временного промежутка – в 1964 году. Сам автобус выглядит не шибко презентабельно. Вероятно, он в процессе восстановления.
Похвально, что машина на ходу, но хочется надеяться, что в будущем мы сможем увидеть уже полностью восстановленную машину.
Далее идет финский гость Ajokki Victor. Это междугородний автобус финского производства, построенный в 1988 году. На выставке показан впервые. Смешанное чувство при виде такого автобуса. С одной стороны, междугородние автобусы конца 80-х – начала 90-х еще в большом количестве колесят на дорогах России и смысла показывать его особо нет, а с другой стороны, здесь представлены и более молодые экспонаты, да и машин этой модели 23 единицы (из них в России – 6 единиц), поэтому можно считать его уже настоящим экспонатом.
Следующий экспонат привлек к себе достаточно большое внимание. Альтерна-4216 один из первых постсоветских автобусов, созданных уже в России. Внешне машина выглядит грубо, но выразительно. У нас бы сказали: «Суровый челябинский автобус».
Но что удивительно: он был создан полностью из отечественных деталей: двигатель устанавливался либо КамАЗ-740, либо ЯМЗ-236, мосты ЗиЛовские. В принципе, это можно оценить, как нечто среднее между ЛиАЗ-677 и ЛиАЗ-5256. От «скотовоза» - компановка, от 5256 – внутреннее убранство (панель приборов, оформление салона).
Сходство неудивительно, ведь изначально их собирали в Ликино-Дулево. Позднее, производство «разбежалось» на мелкие ремонтные мастерские. Так, данный экземпляр был собран на Энгельсском заводе служебных автомобилей (именно поэтому он носит в скобках аббревиатуру ЭЗСА).
Машина вызывает у многих весьма противоречивые чувства. С другой стороны, это были первые шаги нового государства в автобусостроении. Всего автобусов Альтерна-4216 было выпущено несколько десятков, были сочлененные версии, но, увы, до наших дней они не дожили.
Следующий автобус ЗиС-8. Он, как и рядом стоящий ГАЗ-03-30 полностью восстановлен. По сути, две машины, собранные практически «с нуля». Информации о них мало, известно лишь то, что ЗиС-8 имеет шасси ЗиС-11 1935 года выпуска и ряд оригинальных деталей.
Ну и, конечно, вишенкой на торте я считаю автобус ЗиС-127 прибывший из Эстонии.
Вообще, даже издалека видно, что советские конструкторы, когда разрабатывали первый советский междугородний автобус, опирались на американский опыт автобусостроения.
Об этом говорит экстерьер: форма окон, гофрированный борт и многое другое. Модель проходила долгий путь испытаний, переделок. Автобус оснастили дизельным двигателем ЯАЗ-206, мощностью 180 л.с.
Всего за 6 лет (с 1956 по 1961 год) было выпущено более 800 единиц автобусов. К сожалению, из-за дороговизны проекта и высокой конкуренции, и акцентировании завода на выпуске грузовиков, производство данной модели быстро завершилось.
До нашего времени сохранилось 2 машины, и только одна – в идеальном состоянии. Именно ее представили на выставке. Входя в салон ты будто попадаешь в дворец: даже по нынешним меркам автобус выглядит очень «люксово»: кожаные кресла, ковры, большое количество хромированных деталей, радиоприемник, часы.
Этот автобус больше остальных привлек внимание публики. Хочется сказать огромное спасибо тем, кто приложил руку к восстановлению этого аппарата и сделал воистину прекрасный экспонат!
На том всё! В следующей статье поговорим о новинках, представленных на выставке техники.
Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!
Ссылки на другие статьи серии:
По следам крупнейшего парада транспорта - часть 1
По следам крупнейшего парада транспорта - часть 2
По следам крупнейшего парада транспорта - часть 3