Часть 4
Технологическая установка на нефтеперерабатывающем заводе акционерного общества «Ярославнефтеоргсинтез» была пущена в эксплуатацию в 1968 г.
Предназначенная для получения высокооктанового компонента бензинов, она имела в своем составе;
- сырьевой парк из 10 емкостей для хранения сжиженных углеводородных газов объемом 100 кубических метров,
- отделение защелачивания продуктов реакции,
- газовую компрессорную,
- блок подготовки сырья.
Все блоки и технологические узлы установки пожароопасны, о чем свидетельствуют не только обилие горючих жидкостей и весьма почтенный возраст технологического оборудования, но и связанные с этим события.
09.10.91 г. — пожар, причиной которого послужило нарушение герметичности фланцевого соединения на насосе.
26.01.92 г. — воспламенение разлитого на территории аппаратного двора нефтепродукта, вызванное коротким замыканием сварочного кабеля, оставленного под напряжением после окончания работ.
Такие пожары принято называть мелкими, но ведь каждый мелкий — это крупный в зародыше.
Об этом говорят события, произошедшие на заводе 1 июля 1995 года.
Что же произошло?
В 15 ч 00 мин на вахту заступила бригада из пяти человек под руководством и.о. старшего оператора В. А. Кузьмина и принялась за набивку сальников на задвижках в отделении защелачивания и на блоке кислотных отстойников.
Вопреки требованиям инструкции делалось это при открытой задвижке. И когда потек сжиженный изобутан, попытки бригады закрыть задвижку успехом не увенчались. При этом Кузьмин получил ожоги, остальные члены бригады разбежались.
Тем временем пары изобутана заполнили помещение отделения защелачивания, расползлись по территории аппаратного двора, через открытые двери и окна проникли в операторную. Там, в операторной, в 17 ч 49 мин взорвалась паровоздушная смесь...
И началась цепная реакция.
Вырывающийся из покореженной аппаратуры, из пробитых трубопроводов газ шел огненным шквалом на реактор, на технологические емкости.
Назревал взрыв катастрофической силы с выбросом большого количества токсичных газов.
В 17 ч 50 мин к месту аварии выехали дежурные караулы трех пожарных частей, охраняющих завод. Сообщения о взрыве были переданы на ЦППС г. Ярославля, в ВОХР завода, диспетчеру завода, дежурным по газоспасательной службе, водоцеху.
Через 6 мин на месте взрыва были сосредоточены 8 отделений на основных и специальных пожарных автомобилях.
Первый руководитель тушения заместитель начальника ПЧ-14 Н. Морев, правильно оценив обстановку, организовал подачу трех лафетных стволов и двух стволов.
А на защиту реакторного отделения и охлаждение емкостей и арматуры, установил автомобили на гидранты, «организовал встречу и расстановку прибывающих сил и средств. Дело принимало нешуточный оборот, и он сообщил на ЦППС об объявлении пожара по вызову № 3.
По гарнизону Ярославля был объявлен сбор личного состава и ввод резервной техники в боевой расчет.
Начал развертывание сил и средств городской опорный пункт.
Были оповещены все службы города и объектов (милиция, скорая помощь, горводоканал, горгаз и т. д.). В соответствии с инструкциями взаимодействия они также выехали на пожар.
Была передана информация администрации города и штабу ГОиЧС области.
В 18 ч 07 мин руководство тушением принял заместитель начальника службы пожаротушения В. Фролов.
Обстановка осложнялась.
Оказавшиеся в огне трубопроводы и арматура продолжали разрушаться, приток газа в зону горения усиливался, и огненный шквал, нарастая, все ближе подступал к реактору и емкостям. А перекрыть поступление газа или хотя бы как-то контролировать состояние технологической аппаратуры было невозможно: операторная была разрушена, как и здание щелочного отделения.
По распоряжению Фролова силами прибывающих подразделений на тепловую защиту было дополнительно введены 6 лафетных стволов и 3 ствола А. Ствольщики облачились в теплоотражательные костюмы. Была организована их подмена на боевых позициях.
Уже работал штаб пожаротушения, было создано три боевых участка: два — для защиты реакторного отделения и третий — для охлаждения емкостей и арматуры отделения защелачивания.
Заместитель начальника ОПО-2 А. Шишов был назначен ответственным за технику безопасности.
Нашлась работа и для заместителя начальника ОСиП УГПС А. Дементьева. Он обеспечивал:
- отклонение установки от межцеховых коммуникаций и парка сырья,
- отключение пара на кипятильники колонн, блока ректификации,
- остановку и отключение насосов в технологической насосной.
К 18 ч 28 мин, когда на пожар прибыл заместитель начальника ОСиП УГПС Л. Мартысюк, работали уже 9 лафетных стволов и 5 стволов А.
Новый руководитель тушения, как и его предшественники, принял единственно правильное решение: продолжать наращивание сил и средств для тепловой защиты реакторного отделения.
Из начсостава УГПС, прибывшего на пожар по сигналу «общий сбор», был сформирован 4-й боевой участок.
Таким образом была обеспечена подача еще 3 лафетных стволов на защиту реактора.
Продолжение в части 5