Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Продолжаю публикации о решении задач по химии. Конечно, хотелось бы писать статьи интересные, захватывающие, возможно, спорные и даже скандальные. Но... времени не хватает катастрофически. Работа с детьми (очная и онлайн), методическая работа, консультации преподавателей, родителей и просто интересующихся, беседы с фанатами (не удивляйтесь, у меня они есть). Поэтому, художественная составляющая статей появится обязательно - во время каникул. Дедушка Мороз прийдет, гуська зажарим, хлеб испечем, откроем помидорчики собственного засола и, попивая иван-чай с медом и лимоном, начнем писать интересные статьи и по химии, и по биологии, сдабривая их забавными историями и вкусными рецептами. А пока - учимся получать удовольствие от решения задач по химии с непростыми алгоритмами.
Сегодня я подготовила задачу, которая включает сразу несколько элементов алгоритмики:
1) анализ исходного вещества по продуктам термического разложения
2) определение объема газа-реагента по изменению объема газовой системы в процессе реакции
3) определение химического элемента по молярной массе вещества.
Задача
При прокаливании до постоянной массы 12,95 г безводной соли Ме(II) выделились вода и углекислый газ, объем которого после пропускания над раскаленным углем увеличился на 2,24 л. Определите состав соли, взятой для прокаливания. В ответе укажите атомную массу Me(II)
Анализ алгоритма
1) При термическом разложении безводной соли вода и углекислый газ могли появиться одновременно, если исходное вещество - гидрокарбонат.
2) Термическое разложение гидрокарбонатов протекает по двум ступеням. Вначале образуется карбонат, углекислый газ и вода. Затем разлагается карбонат - до соответствующего оксида, СО2 и Н2О.
NB! Карбонаты металлов IA-группы (Li, Na, K. Rb, Cs, Fr) плавятся без разложения (не разлагаются).
По условию задачи взяли соль двухвалентного металла, поэтому при полном разложении (до постоянной массы) образовался соответсвующий оксид МеО, СО2 и Н2О. Пишем уравнение реакции в общем виде.
3) Определяем объем выделившегося СО2 по изменению объема системы (правый верхний столбец). Если не совсем понятно, как это происходит, прочитайте мои статьи на эту тему.
Список статей репетитора вы можете найти на странице моего сайта "Репетитор по химии. Статьи репетитора Богуновой В.Г."
Отдельно хочу сказать о градационной шкале степеней окисления углерода (справа вверху). Не нужно удивляться ее появлению именно здесь. Объясняю. Представленная задача разбиралась на седьмом (!) занятии с ребятами, которые только начинают изучать серьезную химию (9-10-е классы). Я объясняла им возможность реакции между СО2 и раскаленным углеродом, демонстрирую шкалу для наглядности.
4) После определения объема и, соответственно, количества вещества СО2, можно рассчитать количество вещества исходного гидрокарбоната. Расчитываем прямо по уравнению реакции. Надеюсь, уже никого не смущает такая форма расчета. Кстати, Дальтон не возражает.
5) Зная количество вещества и его массу, можно определить молярную массу гидрокарбоната (259 г/моль)
6) Подключив элемент алгоритмики, который я назвала условно М (в общем виде) = М (реальная), находим атомную массу металла.
М(Ме) = 137 (Ва) барий
Исходная соль - гидрокарбонат бария Ва(НСО3)2
Кстати, я очень люблю такие задачи и советую всем решать их как можно больше. Знаете почему? Комбинированные задачи по химии являются хорошим тренингом для подготовки к любой форме экзамена. Кроме того, они учат нас умению абстрагироваться, формируют опыт системного анализа, развивают логическое мышление.
Вы хотите сдавать ЕГЭ по химии и биологии? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.