Найти в Дзене
Белая Обезьяна

Кто из союзников СССР отказался от автомата Калашникова?

Советское стрелковое оружие покупали и копировали не только союзники, но даже и противники. Например, израильская штурмовая винтовка «Галил» имеет конструкцию полностью основанную на автомате Калашникова. Многие страны соцлагеря производили автомат Калашникова по лицензии, внося свои небольшие изменения - румынские автоматы имели на цевье пистолетную рукоятку для хвата второй рукой, а автоматы производства ГДР - складной приклад из жёсткой проволоки, складывающийся на правую сторону, а не на левую, как было принято в СССР.

Но всё это были вариации на одну и ту же тему.

А одна из стран Организации Варшавского Договора имела на вооружении самобытную систему. Речь о Чехословакии и об автомате Vz. 58. Цифра в названии указывает на год принятия на вооружения - 1958. Разработка же велась с 1956 и руководил ею инженер Иржи Чермак из города Брно - чешской промышленной столицы.

Существовали «пехотный» вариант автомата с постоянным деревянным прикладом (Vz. 58P) и «десантный», со складным (Vz. 58V); а также вариант со складным прикладом и креплением для ночных оптических прицелов.

Vz. 58P
Vz. 58P
Vz. 58V
Vz. 58V

Пусть вас не смущает внешнее сходство - чешская конструкция имеет ряд принципиальных «внутренних» отличий.

  • Принцип автоматики, тот же, что и АК, - отвод пороховых газов из канала ствола, но газовый поршень имеет короткий ход, всего 19 мм. Совершая этот ход, он сообщал импульс затворной раме, которая и отпирала ствол, а сам поршень возвращался в прежнее положение.
  • Ударно-спусковой механизм - ударникового типа (а не куркового, как у автомата Калашникова).
  • Запирание канала ствола производится качающейся боевой личинкой (а не поворотом затвора, как у АК).
  • Автомат использует советский патрон 7,62х39, который был принят, как стандарт для войск всех стран ОВД; но магазины не взаимозаменяемы с автоматами Калашникова из-за собственной конструкции подавателя.

Само решение Чехословакии разработать свой автомат, а не покупать лицензию у Советского Союза, было, наверное, следствием гордости за собственную научно-техническую школу. Стрелковое оружие собственной разработки было у чехов ещё со времён между мировыми войнами. Увы, это не помогло им во Вторую Мировую, а обширные арсеналы были захвачены гитлеровцами и использовались ими, но это уже речь о других материях. Кстати, эта техническая «продвинутость» была присуща стране не только в сфере оружия, но и в автомобильной сфере - в советский период «Шкоды» и «Татры» пользовались спросом на внешнем рынке и составляли, пусть и незначительную, но конкуренцию советскому автопрому. Впрочем, меня опять уносит в сторону.

А ещё я встречал одно интересное мнение, подтвердить или опровергнуть которое вряд ли кто-то сможет. Заключается оно в том, что СССР, как «большой брат» Чехословакии благословил разработку и дальнейшую эксплуатацию этого автомата, чтобы иметь альтернативный вариант для вооружения всех армий соцлагеря и «подсматривать» интересные идеи для дальнейшей модернизации автоматов Калашникова.

Vz. 58V на вооружении народной милиции современного Афганистана
Vz. 58V на вооружении народной милиции современного Афганистана

Vz. 58 использовался не только в чехословацкой армии, но и поставлялся на Кубу, в страны Азии и Африки. В период до 1984 года был произведён почти миллион экземпляров. Пользователи отмечали высокое качество изготовления и надёжность оружия. Говорят, служит оно хорошо и по сей день, подтверждая состоятельность чешской конструкторской школы.