Всем привет! Я рассказывал и рассказываю о кино на протяжении полугода. Как и все рассказываю о сюжете и атмосфере, но ведь кино это нечто большее, чем просто история. Фильмы - это визуальное искусство, главное правило которого гласит: показывай, а не рассказывай. И мало кто анализирует фильмы с этой точки зрения и уделяет внимания таким, казалось бы, малозначительным вещам, как кадр, экспозиция, движения камеры, монтаж. О монтаже я сегодня и хочу поговорить. С крайне обывательской позиции, так как я вовсе не эксперт, но надеюсь, что вам все равно будет интересно. Погнали!
Немного истории
На заре создания кинематографа монтажу уделялось достаточно мало внимания. Монтажные склейки были грубыми и представляли из себя не более, чем подобие занавеса в театре перед новой сценой. Кино не сразу стало таким, какое оно есть сейчас и было совершенно непонятно, как обращаться с этой новой формой искусства. Но уже тогда появлялись люди, которые творили "монтажную" магию и совершали всевозможные "фокусы", которые удивляли и шокировали зрителей. Но никто не занимался осмыслением монтажа, как способа создания единого цельного произведения.
Прорыв случился в России. Вообще наша страна внесла огромнейший вклад в формирование современного киноискусства. Вполне возможно, что ключевой. Именно в нашей стране в 1917 году известный кинотеоретик Лев Кулешов сформулировал основной принцип и назначение монтажа, который остается неизменным до сих пор:
Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребёнок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу.
В этом и заключается вся суть. Несколько склеенных воедино кадров, превращаются в цельную картину, благодаря тому, что наш мозг сам достраивает детали, а последовательность этих кадров в нужном ритме и с нужным настроением делают просмотр фильма по-настоящему уникальным.
Широко известен эффект Кулешова. Его можно изобразить двумя кадрами: мужчина с нейтральным выражением лица, а второй кадр можно выбрать абсолютно случайно.
Так после лица мужчины можно вставить кадр с семьей и тогда мужчина будет выглядеть в наших глазах, как усталый отец семейства, вернувшийся после работы домой. Вставляем другой кадр, и мужчина воспринимается нами совершенно иначе.
Хичкок пошел еще дальше. Он построил эксперимент на трех кадрах:
1. Мужчина с нейтральным выражением лица
2. Случайный кадр
3. Мужчина улыбается
Вставим в случайных кадр красивую женщину, и вот улыбка мужчины становится похотливой. Используем кадр с детьми и получаем мужчину, который умиляется милым созданиям.
Как видите, в монтаже можно использовать кадры, снятые в разное время, при разных условиях и т.д. Наш мозг старательно дорисовывает детали самостоятельно. Режиссеру лишь нужно использовать монтаж уместно и так, чтобы история получилась поистине захватывающей.
Немного приемов
Мы привыкли к тому, что монтажные склейки вряд ли представляют из себя что-то интересное, но существует огромное количество приемов, которые позволяют создать, что называется, настоящую магию кино.
На мой взгляд, одним из самых впечатляющих и в то же время странных приемов в монтаже является ассоциативный монтаж. Он нечасто используется, но каждый раз вызывает кучу вопросов и ассоциаций у зрителей. Думаю, что из названия уже понятно, в чем заключается суть данного монтажного приема.
Действие, к которому подводили зрителя несколько кадров подряд внезапно заканчивается не финальным аккордом, а абстрактной сценой, которая может быть никак не связана с самим кино. Это заставляет нас задуматься и недоумевать.
Еще мне нравится монтаж, связанный с предыдущими репликами персонажей. Это неплохой способ добавить экспозиции и уместить много действия в ограниченный хронометраж ленты, не превратив фильм в кашу. Ярче всего это может быть проиллюстрировано фильмом "Мстители".
Каждый новый герой, представляемый в фильме тесно связан с репликой, которую произносил другой герой в предыдущем кадре. Это позволяет зрителю быстро переключаться с одного персонажа на другого очень плавно, что способствует более глубокому погружению в картину.
Не стоит забывать и о косых монтажных склейках. На мой взгляд это тоже достаточно изящный ход, который позволяет фильму не превратиться в механическую мешанину кадров.
Как это работает? Новый кадр в фильме уже начался, но звук или речь героя все еще тянется из предыдущего кадра. Создается ощущение цельности картины и это как нельзя кстати подходит к фильмам, где действие параллельно происходит в разных частях мира.
На самом деле монтажных приемов так много, что о них можно написать несколько книг и все равно останется о чем говорить. Я лишь хотел мельком затронуть эту тему, дабы те, кому стало интересно, могли самостоятельно погрузиться в премудрости монтажа с головой.
А на этом у меня все! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь постом в социальных сетях! До новых встреч!