Найти тему

Значимость и роль монтажа в кино

Всем привет! Я рассказывал и рассказываю о кино на протяжении полугода. Как и все рассказываю о сюжете и атмосфере, но ведь кино это нечто большее, чем просто история. Фильмы - это визуальное искусство, главное правило которого гласит: показывай, а не рассказывай. И мало кто анализирует фильмы с этой точки зрения и уделяет внимания таким, казалось бы, малозначительным вещам, как кадр, экспозиция, движения камеры, монтаж. О монтаже я сегодня и хочу поговорить. С крайне обывательской позиции, так как я вовсе не эксперт, но надеюсь, что вам все равно будет интересно. Погнали!

Немного истории

Лев Кулешов
Лев Кулешов

На заре создания кинематографа монтажу уделялось достаточно мало внимания. Монтажные склейки были грубыми и представляли из себя не более, чем подобие занавеса в театре перед новой сценой. Кино не сразу стало таким, какое оно есть сейчас и было совершенно непонятно, как обращаться с этой новой формой искусства. Но уже тогда появлялись люди, которые творили "монтажную" магию и совершали всевозможные "фокусы", которые удивляли и шокировали зрителей. Но никто не занимался осмыслением монтажа, как способа создания единого цельного произведения.

Прорыв случился в России. Вообще наша страна внесла огромнейший вклад в формирование современного киноискусства. Вполне возможно, что ключевой. Именно в нашей стране в 1917 году известный кинотеоретик Лев Кулешов сформулировал основной принцип и назначение монтажа, который остается неизменным до сих пор:

Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребёнок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу.

В этом и заключается вся суть. Несколько склеенных воедино кадров, превращаются в цельную картину, благодаря тому, что наш мозг сам достраивает детали, а последовательность этих кадров в нужном ритме и с нужным настроением делают просмотр фильма по-настоящему уникальным.

Хитчкок
Хитчкок

Широко известен эффект Кулешова. Его можно изобразить двумя кадрами: мужчина с нейтральным выражением лица, а второй кадр можно выбрать абсолютно случайно.

Так после лица мужчины можно вставить кадр с семьей и тогда мужчина будет выглядеть в наших глазах, как усталый отец семейства, вернувшийся после работы домой. Вставляем другой кадр, и мужчина воспринимается нами совершенно иначе.

Хичкок пошел еще дальше. Он построил эксперимент на трех кадрах:

1. Мужчина с нейтральным выражением лица

2. Случайный кадр

3. Мужчина улыбается

Вставим в случайных кадр красивую женщину, и вот улыбка мужчины становится похотливой. Используем кадр с детьми и получаем мужчину, который умиляется милым созданиям.

Как видите, в монтаже можно использовать кадры, снятые в разное время, при разных условиях и т.д. Наш мозг старательно дорисовывает детали самостоятельно. Режиссеру лишь нужно использовать монтаж уместно и так, чтобы история получилась поистине захватывающей.

Немного приемов

Мы привыкли к тому, что монтажные склейки вряд ли представляют из себя что-то интересное, но существует огромное количество приемов, которые позволяют создать, что называется, настоящую магию кино.

На мой взгляд, одним из самых впечатляющих и в то же время странных приемов в монтаже является ассоциативный монтаж. Он нечасто используется, но каждый раз вызывает кучу вопросов и ассоциаций у зрителей. Думаю, что из названия уже понятно, в чем заключается суть данного монтажного приема.

Действие, к которому подводили зрителя несколько кадров подряд внезапно заканчивается не финальным аккордом, а абстрактной сценой, которая может быть никак не связана с самим кино. Это заставляет нас задуматься и недоумевать.

-3

Еще мне нравится монтаж, связанный с предыдущими репликами персонажей. Это неплохой способ добавить экспозиции и уместить много действия в ограниченный хронометраж ленты, не превратив фильм в кашу. Ярче всего это может быть проиллюстрировано фильмом "Мстители".

Каждый новый герой, представляемый в фильме тесно связан с репликой, которую произносил другой герой в предыдущем кадре. Это позволяет зрителю быстро переключаться с одного персонажа на другого очень плавно, что способствует более глубокому погружению в картину.

Не стоит забывать и о косых монтажных склейках. На мой взгляд это тоже достаточно изящный ход, который позволяет фильму не превратиться в механическую мешанину кадров.

Как это работает? Новый кадр в фильме уже начался, но звук или речь героя все еще тянется из предыдущего кадра. Создается ощущение цельности картины и это как нельзя кстати подходит к фильмам, где действие параллельно происходит в разных частях мира.

-4

На самом деле монтажных приемов так много, что о них можно написать несколько книг и все равно останется о чем говорить. Я лишь хотел мельком затронуть эту тему, дабы те, кому стало интересно, могли самостоятельно погрузиться в премудрости монтажа с головой.

А на этом у меня все! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь постом в социальных сетях! До новых встреч!