Казалось бы, эти три понятия если не близнецы, то очень близкие родственники. Но почему тогда маркетологи обижаются, когда их называют пиарщиками, а рекламщики совсем не обязательно должны быть еще и маркетологами. Попробуем разобраться на наглядных примерах.
Что такое маркетинг
Маркетинг помогает находить целевую аудиторию, изучать ее потребности, чтобы затем предлагать целевой аудитории решение ее проблем, и зарабатывать на этом деньги.
Например, целевой аудиторией детского развлекательного комплекса будут родители, которые хотят интересно провести время с ребенком. Маркетологи находят способ рассказать об этом комплексе так, чтобы родители поняли, что им это действительно нужно. Семья удовлетворяет свои потребности в развлечениях и совместном отдыхе, а комплекс зарабатывает деньги. В этой модели все по-своему счастливы.
Что общего между маркетингом и рекламой
Классическая реклама работает за деньги. Определили целевую аудиторию - нашли каналы продвижения - заплатили денег - разместили рекламу. Товарно-рыночные отношения, основанные на взаимном интересе коммерческой площадки и бренда.
Маркетинг бывает и бесплатным, он выходит далеко за пределы коммерческих площадок. В его сферу влияния входят и подбор персонала, и управление репутацией, и создание образа компании, и разработка уникального торгового предложения, и размещение рекламы. Реклама и маркетинг тесно связаны между собой, и живут в тандеме.
Представьте себе компанию, которая продает квартиры в новостройках. Чтобы продать квартиры, маркетологи разрабатывают стратегию, которая включает рекламу в интернете и оффлайн-рекламу. Стратегия определяет, где и как лучше разместить рекламу, чтобы на нее отреагировала целевая аудитория. Создается креатив с призывом "Купи сейчас, пока не поздно" и размещается в соцсетях, в контекстной рекламе, на автобусных остановках и рекламных щитах.
PR как часть маркетинга
В отличие от рекламы, PR может и должен быть некоммерческим. Это личные связи, общение с журналистами, блогерами и селебрити, а также выпитые вместе бокалы вина и общение на светских вечеринках. Именно связи помогают пиарщикам выполнять свою функцию, практически не вкладывая денег. Главное для PR - рассказать о бренде как можно большему количеству людей. Пиарщики работают на большой охват и узнаваемость - то, что сложно измерить, но при этом имеет огромнейшее значение для брендов.
Когда бренду нужно заявить о себе: вывести новый продукт, привлечь к себе внимание, сформировать имидж, пиарщики придумывают план захвата территории по продвижению. Он может включать в себя статьи в СМИ, посты у блогеров и приглашение звезд. Все это вместе создает ажиотаж, о бренде начинают говорить.
Иногда маркетологи частично занимаются пиаром, но не вникают в него глубоко. Например, работают с блогерами. Это тоже пиар, но не такой масштабный, как пиар-стратегия. В то же время, пиар-стратегия является частью маркетинговой стратегии. Ведь мы создаем шум вокруг бренда не просто так, а чтобы о нас узнала целевая аудитория.
Надеюсь, мне удалось объяснить вам отличия между маркетингом, рекламой и PR. В заключение хочу сказать, что реклама и PR могут существовать сами по себе, но чаще они тесно связаны с маркетингом.
Ставьте лайк, и не забудьте подписаться. Буду рада вашим комментариям :)
О том, как найти себя в маркетинге, читайте здесь