Найти тему
Flamise.com

На чем дома высокой моды зарабатывают деньги

Haute couture - Высокая мода. Как все начиналось

Показы Haute couture привлекают внимание. Красивые манекенщицы, публика, среди которой много знаменитостей, блеск прожекторов, роскошного и в то же время не носимые наряды. В чем секрет этой индустрии?

Haute couture – произносится «от кутюр», в переводе означает «высокое портновство». Кутюрье – это художник-модельер, работающий в индустрии Haute couture и создающий модели одежды, отличающиеся высочайшим художественным уровнем. Мода начинается с человека, с его идей, таким первооткрывателем - автором идеи стал Чарльз Уорт.

Человек, создавший Синдикат высокой моды

Синдикат был создан уже давно, во второй половине XIX века. Его учредил знаменитый английский портной Чарльз Уорт. Он переехал из Лондона в Париж и стал там работать. Сначала он трудился в одном из швейных ателье, где обшивались состоятельные дамы.

Затем он женился на коллеге по работе – манекенщице Мари Верне и стал создавать для любимой жены очаровательные модели платьев и шляпок. Ее наряды стали пользоваться большим успехом среди состоятельных клиенток, они просили Чарльза сшить им такие же вещи.

Дело разворачивалось. Через какое-то время Чарльз Уорт нашел богатого шведа и попросил его вложить деньги и стать компаньоном. Благодаря этому стартовому капиталу Уорт открыл во французской столице свой Дом моды.

Его клиентками стали многие богатые парижанки, это были аристократки и знаменитые дамы того времени, в их числе и знаменитая актриса Сара Бернар, чье имя тогда гремело на подмостках Европы и Америки. Клиентки приезжали к Уорту не только из Европы, но даже из-за океана.

Модельер предлагал клиенткам огромный ассортимент различных материалов. Он ввел идеальную подгонку по фигуре (характерную для британской портновской школы). Для этого проводились примерки.

Модельер первым стал устраивать показы, на которых демонстрировал созданную им одежду. Они проводились 4 раза в год, в соответствии с сезонами. На этих показах клиентки выбирали понравившиеся модели, затем в доме моды их отшивали с учетом конкретных размеров клиентки, из тканей, которые она хотела.

Благодаря Чарльзу Уорту портные приобрели ранг кутюрье, а портновское мастерство стало искусством.

К числу других нововведений Ворта относятся и платья, в которых лиф не крепился швом к юбке. В результате дама могла за день менять наряды, просто заменяя один "верх" другим.

А для императрицы Евгении модельер так искусно укоротил подол, что, с одной стороны, ноги оставались благопристойно прикрыты, а с другой - юбка перестала собирать грязь во время, вошедших в моду, пляжных прогулок.

Ещё одним его изобретением стала туника - укороченная до колен юбка, которая, правда, носилась не на голом теле, а поверх другой - более длинной юбки.

Несмотря на всё вышесказанное, главную революцию Ворт произвёл не столько в фасонах, сколько в самой сфере модного бизнеса.

Во-первых, он стал пришивать к платьям лейбл - матерчатую полоску со своей подписью (единственное исключение он сделал для тайного заказа королевы Виктории). Этот приём модельер перенял у художников, подписывающих свои картины.

Он же наладил и копирование своих образцов промышленными фабриками готовой одежды - разумеется, по лицензии.

Другим нововведением Ворта стало использование профессиональных манекенщиц. Раньше платья помещали на искусственных манекенах, и лишь по просьбе особо настойчивого покупателя наряд могла продемонстрировать одна из продавщиц магазина.

Теперь же модельер нанимал специальных девушек. Одни служили "дублёршами" постоянных заказчиц (их подбирали по параметрам), другие - демонстраторами на показах. Да-да, именно Ворт был первым модельером, который два раза в год представлял новые коллекции. Теперь именно он, а не заказчицы, задавал все новые тенденции. Поэтому и мог самоуверенно заявлять: "Дама не обязана обладать хорошим вкусом, у нее должна быть вера, фигура и франки. Вера - в меня; фигура - чтоб демонстрировать мои наряды; франки - чтобы оплачивать мои счета".

И, наконец, в 1868 году Ворт решил объединить самые знаменитые ателье Парижа под крылом одной организации. Так возник Синдикат высокой моды, а вместе с ним и само понятие "от кутюр". Правила, заданные Вортом, сохранились в высокой моде до сих пор - только ручная работа, только лучшие материалы и обязательные показы новых коллекций два раза в год.

Всё последующее столетие именно Кутюрье с большой буквы будут главными творцами и законодателями моды во всём мире.

Требования к изделиям высокой моды

Сейчас Синдикат высокой моды – это объединение модных домов, обшивающих светскую и финансовую элиту общества. Он включает ведущие парижские дома моды. Их цель – разработка коллекций уникальных эксклюзивных моделей, изготовленных в одном экземпляре для людей, стремящихся подчеркнуть свое богатство, индивидуальность и высокое общественное положение.

Количество домов высокой моды может меняться, но, как правило, их не более 20 (плюс-минус). Звание «кутюрье» вправе носить исключительно член Синдиката. Организация строго следит за соблюдением авторских прав в области моды и запрещает копировать авторские модели.

Чтобы вступить в Синдикат, необходимо соответствовать строгим требованиям. Прежде всего, пошив одежды должен осуществляться во многом вручную. Чарльз Уорт не признавал фабричных вещей, он считал, что ручная работа гарантирует уникальность вещей и их высокое качество. С тех пор это требование не меняется, до сих пор количество машинных швов должно составлять не более 30% (!).

Также надо иметь высокий оборот, несколько бутиков в Париже и пр.

Сотрудники домов высокой моды обладают узкой специализацией: одни заняты исключительно вышивкой, другие работают с перьями и т. д. Это обеспечивает высокий уровень профессионализма. Штат сотрудников в среднем составляет 5000 человек, при этом швей – 2000.

На каждую вещь уходит от 100 до 400 часов работы (!). При этом делают не меньше трех примерок, благодаря которым вещь идеально сидит и улучшает фигуру.

Стоимость изделий высокой моды

Вещи haute couture стоят баснословно дорого. Например, за платье, сшитое в доме высокой моды, придется заплатить от 25 000 до 100 000 тысяч долларов, за костюм – от 16 000 долларов, за вечерний наряд – от 60 000 долларов.

Прет-а-порте

Прет-а-порте (в переводе «готовое к носке») – это модели, запускаемые домами высокой моды в массовое производство. В отличие от вещей haute couture, которые создаются в единственном экземпляре, одежда прет-а-порте тиражируется. Серии делаются небольшими, вещи продаются в фирменных бутиках.

Такие коллекции готовой одежды служат важным источником доходов модных домов.

Вещи прет-а-порте стоят значительно дешевле, чем изделия, сшитые в домах высокой моды.

Попутно отмечу, что есть фирмы, ориентированные на масс-маркет и не имеющие отношения к Синдикату высокой моды, но умеющие очень удачно сочетать новейшие модные тренды с демократичной ценой. Среди них лидируют всемирно известные бренды Zara и Mango.

Кто является клиентами домов высокой моды

Для домов высокой моды «золотым» временем были годы, наступившие после окончания Второй мировой войны. Тогда эта индустрия бурно развивалась. Но даже в то время заказывать одежду в модных домах у лучших кутюрье могли позволить себе всего лишь 15 000 клиенток.

В настоящее время количество таких женщин значительно сократилось: одежду там заказывают примерно 2 000 представительниц прекрасного пола. Ну, а постоянными клиентками этих домов являются всего лишь 200 человек.

На чем дома высокой моды зарабатывают деньги

Модные дома имеют малочисленную клиентуру, но при этом у них огромный штат персонала с использованием ручного труда. Учитывая эти факторы, изготовление уникальных, эксклюзивных предметов одежды приносит очень небольшую прибыль.

Однако есть другой важный фактор. Модные дома прикладывают огромные усилия, чтобы создать известный бренд и громкое имя, а зарабатывают они на другом. Основную прибыль им приносят: парфюмы, косметика, колготки, эксклюзивная бижутерия.

Большинство женщин не в состоянии купить себе платье haute couture или прет-а-порте. Зато многие из них могут приобрести туалетную воду, помаду, колготки от знаменитого дома моды и при этом почувствовать себя причастной к миру роскоши и люкса.

Для чего устраиваются показы высокой моды

Они необходимы для привлечения внимания. Это роскошное яркое зрелище является лучшей рекламой домов высокой моды. Показы являются дорогостоящим мероприятием, но они позволяют домам моды улучшить свой имидж, поднять престиж, привлечь не только клиентов haute couture, но и покупателей массовой продукции.