Найти в Дзене
Дом Под Горой

Два Воробьянинова в одной экранизации Ильфа и Петрова!

Коллаж из кадров фильма
Коллаж из кадров фильма

В 1961 году на экраны вышла первая работа Экспериментальной мастерской комедийного фильма - киносборник короткометражных комедий "Совершенно серьёзно", снятый под руководством Ивана Пырьева. Единственный фильм в этом сборнике, получивший самостоятельную жизнь - это, конечно, "Пёс Барбос и необычный кросс", в котором впервые появилось главное трио советского кино Вицин-Никулин-Моргунов, а режиссёр Леонид Гайдай нашёл свою тропинку в кинематографе.

Но речь не о нём. Первым фильмом сборника была лента "Как создавался Робинзон", снятая другим классиком - Эльдаром Рязановым, по рассказу Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Явлением в кинобиографии Эльдара Александровича эта картина не стала, но внимания она всё же заслуживает. Хотя бы блестящим актёрским дуэтом!

Кадр из фильма "Как создавался Робинзон"
Кадр из фильма "Как создавался Робинзон"

Сюжет такой - редактор журнала поручает писателю создать роман о "советском Робинзоне". Но пожелания у него совершенно абсурдные!

Писателя сыграл Сергей Филиппов, в то время очень популярный. Кстати, в начале киносборника Филиппов появился в роли самого себя, немного рассказав о создании комедии.

А в роли редактора - Анатолий Папанов. Хоть ему здесь под 40 лет, но это его дебют в кино! В некоторых фильмах он, правда, до этого появлялся, но это была практически массовка, в титрах его не было нигде.

Титры
Титры

Любопытный факт: оба актёра, сыгравшие здесь персонажей Ильфа и Петрова, позже исполнят роли одного из главных героев романа этих авторов - Кисы Воробьянинова из "12 стульев"! Филиппов сыграет Воробьянинова в постановке Леонида Гайдая (1971), а Папанов - в версии Марка Захарова (1976).

Ещё интересная деталь. Рязанов позже говорил, что с "Робинзона" у него начался "папановский" период в творчестве. Сразу же Папанов сыграл четыре роли в "Человеке ниоткуда", "Гусарскую балладу" пропустил, а потом были "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля", завершивший период.
А "филипповский" период на "Робинзоне" наоборот, закончился. Блестяще снявшись в "Карнавальной ночи" и "Девушке без адреса", после "Робинзона" Филиппов у Рязанова не снимался.

И третья интересная деталь: в кабинете редактора можно увидеть плакат с фамилиями. А фамилии-то не с потолка взяты - там перечисляются писатели и сценаристы сатирико-юмористического направления того периода! С некоторыми и сам Рязанов поработал - Ласкин и Поляков ("Карнавальная ночь"), Ленч ("Девушка без адреса").

Только почему-то они дальше ещё раз повторяются - художник больше не вспомнил авторов?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что касается самого фильма, то оригинальный текст Ильфа и Петрова Папанов и Филиппов отыгрывают хорошо, а вот зачем дополнительная вставка на острове - не совсем понятно. По-моему, эпизод совершенно лишний. Такое впечатление, что рассказ закончился, а Рязанову ещё минуты нужны были!

Зато в гриме "Робинзона" Филиппов невероятно похож на своего будущего главного героя - Воробьянинова! Уж не отсюда ли грим для Кисы в фильм Гайдая взяли?


О фильмах Рязанова у меня ещё можно почитать:

Вицин, Никулин, Моргунов у Рязанова: репетиция или вырезанная сцена?
Кого Никулин не сыграл у Рязанова?

Раздетые Рязановым: от итальянки за стеклом до причёски в интересном месте

"Иван Чонкин" Эльдара Рязанова

Талызина, Евстигнеев и Бурков снимались у Рязанова "под градусом"