Авиакомпания «Победа» с 28 октября повышает стоимость билетов из-за границы в Россию на пять евро. Перевозчик заявил, что делает это из-за решения суда и претензий прокуратуры. Мы припомнили еще несколько случаев, когда «Победа» объявляла о повышении цен после резонансных скандалов.
Но сперва расскажу о поводе для нынешнего повышения цен. Летом 2018 года «Победа» объявила, что из-за роста цен на топливо ей нужны дополнительные источники дохода, и чтобы не повышать все цены на билеты, она ввела сбор в 25 евро за регистрацию в зарубежных аэропортах. Не платить сбор пассажир мог в случае регистрации онлайн.
Такое решение выглядело вполне логично: многие зарубежные лоукостеры работают по тем же схемам. Авиакомпании действительно платят аэропортам за услугу регистрации пассажиров и логично эту цену вывести из стоимости билета и взимать только с тех, кто не готов регистрироваться онлайн.
У нововведения «Победы» было много критиков – в основном, среди невнимательных пассажиров, которые, не изучив правила, сталкивались с необходимостью платить. Однако иногда «жертвами» сбора становились и обязательные пассажиры – в случае, если у авиакомпании были технические проблемы на сайте или приложении. Также «Победу» обоснованно ругали, что у нее онлайн-регистрация открывалась всего лишь за сутки, в отличие от зарубежных авиакомпаний, которые предлагают регистрироваться сразу при покупке билета.
Регистрация за сутки не всегда удобна – у человека может не быть доступа к Сети с мобильного устройства или принтера: по правилам посадочный талон при вылете из зарубежного аэропорта должен быть или распечатан на бумаге, или сохранен на экране мобильного устройства.
«Победе» так понравился опыт, что она предложила перенять его и для российских аэропортов, справедливо, как мне кажется, заявляя о том, что это позволит еще и аэропортам экономить на сотрудниках и обслуживании стоек регистрации. Однако регулирующие органы ей не только отказали в этом, но и стали предъявлять претензии по поводу зарубежной регистрации. Прокуратура обратилась в суд и по итогу рассмотрения спора в нескольких инстанциях было принято решение против «Победы». Авиакомпанию обязали отменить сбор.
«Мы категорически против того, чтобы наши клиенты платили за услуги, которыми не пользуются. Решение суда убивает эту философию. Вместе с нашими клиентами мы победили в прошлом году негативное влияние подорожания топлива и вместе нашли возможность сэкономить. К сожалению, нас заставили отказаться от этой общемировой практики и вынуждают увеличить тарифы для всех клиентов, даже если они регистрируются самостоятельно онлайн», - заявил гендиректор «Победы» Андрей Калмыков.
После этого в прессе появились новости о том, что теперь «Победа» для всех повысит стоимость билетов в Россию на 25 евро, однако в итоге было принято решение о повышении цены на 5 евро, сообщает ТАСС. Авиакомпания при этом призвала своих клиентов продолжать пользоваться онлайн регистрацией.
Против дебоширов и ФАС
Как я уже сказал, это не первый раз, когда «Победа» находила предлог для повышения стоимости билетов.
В 2016 году «Победа» увеличила доплату за провоз в салоне пакетов из магазинов беспошлинной торговли (duty free) с 700 до 2000 рублей для внутренних вылетов и с 10 до 35 евро для международных. В компании объяснили, что это было сделано из-за того, что пассажиры стали больше возить такого рода ручной клади и увеличения числа пьяных дебоширов.
В 2017 году после нападения дебошира на сотрудника «Победы» во Внуково гендиректор пообещать нанять сотрудников частных охранных предприятий и повысить цены на 2% для оплаты их труда. По итогу о найме охранников и повышении тарифов не сообщалось.
В 2018 году Федеральная антимонопольная служба предъявила к «Победе» претензию из-за ее промотарифа в 499 рублей на провоз 10 кг багажа. ФАС не понравилось, что при полете двух и более человек промотарифом мог воспользоваться только один пассажир. «Победа» устранила замечания регулятора, но увеличила стоимость провоза 10 кг до 799 рублей.
В 2019 году Верховный суд обязал «Победу» разрешить провоз рюкзаков, дамских сумок и других вещей из списка Федеральных авиационных правил в дополнение к обычной ручной клади. «Победа» исполнила требование, но ограничила размер ручной клади 4 (четыре!) х 36 х 30 см для тех пассажиров, кто захочет воспользоваться этим правилом.