В прошлый раз я в общих чертах рассказал о настольной игре «Колонизаторы». Сейчас же пришло время взглянуть на эту настольную игру не глазами игрока, а глазами человека, которому интересно через подобные исторические игры узнавать и понимать человеческие сообщества прошлого и настоящего:
— Излишек продуктов. Карточки ресурсов выдаются игрокам только в случае, если при броске кубиков выпало число, которое соответствует «возделываемому» игроком полю. Его деревня потребляет определённое количество ресурсов по умолчанию, а поэтому карточка будет являться излишком, который не идёт на непосредственные нужды воспроизводства жизни в деревне.
— Независящие от человека события. Доиндустриальная деревня — всё ещё место борьбы человека и природы. Засухи, интенсивные дожди, анормальные похолодания, землетрясения — всё это влияет на добычу ресурсов людьми. Бросок кубиков — это как раз-таки то стечение обстоятельств, которое не зависит от человека, колонизирующего Катан. Лишь определённое стечение обстоятельств на первых порах помогает получать ресурсов больше, чем-то нужно для жизни поселений.
— Натуральный обмен. Каждый из игроков оказывается в примерно равной позиции по отношению к другим. Все игроки добывают одни и те же ресурсы, но кому-то в этом деле везёт чуть больше, чем остальным. Поэтому когда деревни начинают торговать, обмен идёт сообразно тому, какую ценность ресурс имеет для каждого из игроков. Если очень нужна 1 единица дерева, то и 6 единиц камня можно будет за неё отдать. Была бы необходимость.
— Разбойники. Если община способна производить больше, чем нужно для её непосредственного выживания, то логично следующее: найдётся тот, кто пожелает изъять излишек. Разбойники выступают в игре как способ «остановить» стремительно развивающего соседа по Катану. Игрок, у которого выпало 7, по сути, отдаёт свой излишек в виде взятки разбойникам. Такая вот конкуренция.
— Рыцари. Если у вас есть излишек продуктов, то их можно потратить не только на расширение территорий, но и на их охрану. Феодалы Катана могут нанять наёмников за ресурсы, но бороться фрилансеры будут лишь с разбойниками. Ресурсов пока ещё не так много, чтобы вести захватнические войны.
Примерно таковы «Колонизаторы». И если обладать достаточным запасом знаний, то их вполне успешно можно использовать для обучения детей: игра позиционируется как продукт для возраста 10+.