Найти в Дзене
РУССКИЙ РОК VS ПОПСА

«Машина времени» в «Росконцерте»

С Марианной ЕФРЕМОВОЙ мы очень давно знакомы. Про «Машину времени» она знает больше, чем любой из официальных биографов. Не только потому, что супруга Валеры Ефремова, барабанщика группы, но и потому, что она ещё и профессиональный телевизионщик, то есть человек, который умеет замечать те вещи, которые не замечают другие.

– Когда ты пришла на ТВ?

– В конце 1980-го я пришла работать в теле-радиофонд. Проработав там 8 месяцев, я поняла, что мне там скучно, и постепенно я стала осваивать азы телевидения, будем так говорить, информативные программы. Я ушла в редакцию информации, где мы успешно сотрудничали с первой супругой Макаревич, Леной Фесуненко. Поэтому телевидение мне очень близко, я проработала там до 1994-го года, потом по обстоятельствам некоторым ушла.

Лена Фесуненко
Лена Фесуненко

АМ
АМ

– А ты в 80-м году, когда пришла на Первый канал, уже была женой «машиниста»?

Мы с Валерой поженились 24 июля 1980-го года, это была Олимпиада.

– «Машина времени» разве в Москве была во время Игр?

Да, была в Москве. Москва была закрыта, и наше бракосочетание связано и с радостными событиями, как Олимпиада, но и с грустными событиями. 24-го июля весь наш рок-н-ролльный бомонд гулял у нас на свадьбе. Мы догуляли до утра, а утром, зная, что все у нас, позвонили и сказали, что умер Владимир Семёнович Высоцкий. И мы все вместе поехали к театру. Это был рано-рано утром, поэтому я достаточно ярко помню события.

Валерий. Фото из архива Марианны Ефремовой
Валерий. Фото из архива Марианны Ефремовой
Валерий. Фото из архива Марианны Ефремовой
Валерий. Фото из архива Марианны Ефремовой
Валерий. Фото из архива Марианны Ефремовой
Валерий. Фото из архива Марианны Ефремовой

– Мне казалось, что никто из «машинистов» не был знаком с Высоцким.

Может и не был близко знаком, но в театре мы как-то пересекались, уже дружили с Ярмольником, уже был «Росконцерт». И в этот день просто стояла толпа людей, утром рано собирались, практически не работало ещё метро.

– «Росконцерт» упомянут, переход «Машины времени» в «Росконцерт» фанаты трактовали по-разному. Некоторые – как предательство рок движения. А для семей это было радостное событие? То есть это стабильность какая-то, государственная крыша, деньги?

Переход из любительского в профессиональное было очень интересным. Для меня лично, для нашей семьи с Валерой. Потому что Валера закончил университет, он сдал кандидатский минимум.

– Какой факультет?

Хим. факультет. Пророчили ему очень хорошую карьеру научного сотрудника, как и у его родителей. И просто уже нельзя было совместить хим-физику, науку и гастрольный график, был уже отрыв, это было очень-очень сложно. И в результате болезненный был переход, пришлось оставить стабильную работу и уйти в никуда.

– Прямо уж в никуда, «Машина времени» гремела в то время по всей стране, это был самый популярный коллектив.

– Всё равно, Женя, ты забываешь об одном, что тогда у каждого советского человека должна была быть трудовая книжка.

А постольку, поскольку уйти было просто так после дневного отделения (человек получил в Советском Союзе высшее образование: молодой специалист должен отработать 3-4 года) нельзя, то нужно было открепиться. Открепиться ему нужно было либо по состоянию здоровья, либо по семейному положению, либо тебя переводили куда-то. Небезызвестный, вообще химический факультет, он славится, наверное, музыкантами. На нём учился Александр Ситковецкий, где они с Валерием познакомились, учился Тимур Мардалейшвили из «Аракса», который работал в соседней лаборатории с Валерой.

Тимур ушел в «Аракс» потому что принёс справку, что у него была аллергия. И аллергия на что? На вату! Его отпустили.

Поэтому переход был более болезненный, чем уйти из непрофессионального ремесла в профессионалы.

Это была стабильность, гастроли были более насыщенные, более открытые.

++++++++++++

Марианна
Марианна

Архив Марианны лег в основу ретро-фото-ряда юбилейной книги и я ей благодарен за вклад в эту работу.

-8

***

Рекомендую «Коллекцию журналистских косяков» & Евгений Додолев, тоже здесь, на Дзене. И да, это мои каналы, просто темы иные, не про музыку, хотя и про рок – в известном смысле: он у каждого свой.

Фото в студии "Правды-24": Семен Оксенгендлер
Фото в студии "Правды-24": Семен Оксенгендлер

А вот это #мопеднемой (в том смысле, что не я автор текстов), хотя и и руководил проектом Moulin Rouge (но на должность главного редактора пригласил тогда Дмитрия Быкова), однако советую посмотреть MoulinRougeMagazine.