Идея начать серию публикаций возникла из моего, автора канала, обещания рассказать адвокату Волкову Дмитрию Ивановичу о лидерах фракций противоборствующих сторон в адвокатской войне.
// Ремарка. Пусть Вас, уважаемый читатель, не обманывает запись о прекращённом статусе адвоката Волкова Д.И. Ярким подтверждением наличия адвокатский войн как раз и является, что сайт МинЮста России не успевает считать потери, либо отражает их не правильно как в моём случае. Так адвокат Волков Д.И. статус себе восстановил согласно решения апелляции 22 октября 2019 года Верховного Суда Республики Мордовия //
Однако, чем приступить к выполнению обещания в публичном пространстве логично предварить рассказом о том, что есть адвокатские войны в России и в чём их причина.
Адвокатские войны феномен о котором неизвестно широкой общественности. Корпоративные и ведомственные конфликты редко становятся достоянием широкой общественности, как правило только в том случае, когда "сор из избы" уже надо не выносить, а тушить.
Конфликты силовиков получили художественное воплощение в сериале "Ментовские войны", художественного же воплощения конфликтов внутри внешне респектабельной адвокатской корпорации российский зритель полагаю не увидит никогда.
Вместе с тем, причина адвокатских войн точно такая же как и всех остальных войн: захват и удержание ограниченного ресурса. Власть и деньги. Ничего нового.
Власть в адвокатуре концентрируется в должности президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Федеральный закон "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"(далее ФЗ-63) написан таким образом, что должность президента адвокатской палаты гарантирует дисциплинарный иммунитет, сам же президент может привлечь к ответственности любого адвоката, кто рискнёт вступить в схватку за (не такая уж и фигура речи) трон адвокатской палаты.
Почти полная неуязвимость гарантирована президенту. Подчеркну почти, поскольку президент адвокатской палаты точно такой же как все человек, а некоторые президенты с вполне с человеческими пороками и слабостями. При современном уровне медицины президенты палат могут прожить достаточно долго, а при современном уровне государственного кибершпионажа (адвокат первый номер в списке СОРМ) привлечь президента адвокатской палаты к уголовной ответственности вопрос скорее политический, чем юридический.
Так ситуация с коррупционными схемами президента адвокатской палаты республики Башкирия стала началом беспрецедентного скандала и привела к возбуждению уголовного дела в отношении "неустановленных лиц руководства Адвокатской палаты Республики Башкирия". Свежие подробности по этому делу можете найти в паблике башкирских адвокатов в ФСБуке.
Однако, правоохранительные органы любого государства предпочитают контролировать преступность, чем искоренять её (кто же в здравом уме хочет остаться без работы?), поэтому контролируемый президент адвокатской палаты по существу становится резидентом.
// Ремарка. В своё время моё ироничное предложение пропускать одну букву (п)резидент встретило возмущение в Федеральной палате адвокатов (ФПА), что Мария Петелина , редактор "Адвокатской газеты" (учредитель которой ФПА), даже забанила меня в паблике газеты в социальной сети "ВКонтакте" //
Деньги. Доходы адвокатской палаты (в силу ФЗ-63 адвокатская палата является юридическим лицом в форме некоммерческой организации и обязана сдавать соответствующие финансовые декларации в Минюст РФ) формируются из постоянных ежемесячных обязательных сборов (обязательных потому что даже просрочка в один месяц для президента палаты повод лишить адвоката статуса), а также единоразовых сборов с вновь принимаемого адвоката. Поскольку президент палаты не обязан отчитываться перед адвокатами о суммах доходов и направлениях расходования, фактически в адвокатуре сложилась ситуация негативного отбора президенты палат ржавеют заживо - отсутствие подлинной подотчётности развратило президентов палат настолько, что они не стесняясь выписывают себе зарплаты столько сколько хотят. Тон в этом направлении задал президент Федеральной палаты адвокатов Е.В. Семеняко в 2014 году, что подтверждается документально точно:
Что касается президентов региональных палат адвокатов то цифры могут отличаться существенно, предполагаю в меру коррумпированности. Так по сведениям башкирских адвокатов ежемесячная сумма вознаграждения башкирского резидента составляла 800к рублей.
Резидент мордовской палаты адвокатов сведения о своей зарплате не раскрывает, остаётся только вычислять на основании сведений с сайта Минюста РФ (на сайте самой адвокатской палаты такой информации по понятным причинам (п)резидент такую информацию не размещает), то имеем такие цифры:
Следует отметить, что в данной таблице представлены только сводные цифры и включают в себя не только зарплату президенту палаты, но и членам совета палаты и квалификационной комиссии. Если учесть что президент палаты из года в год тасует из квалификационной комиссии в совет палаты одних и тех же лиц, при одновременном росте вознаграждения, то очевидно, что тем самм покупается их лояльность и это вдобавок к тому факту, что именно в Мордовии в органах адвокатской палаты большинство адвокатов из той же коллегии где по совместительству председателем является президент палаты.
Предположительно зарплата мордовского резидента составляет порядка 100к рублей в месяц, что просто нищебродство в сравнении с резидентом федеральным и просто бомжевание в сравнении с башкирским баем.
Однако, следует учесть, что если для фронт-адвоката каждый рубль гонорара требует уровень актёрского мастерства заслуживающего Оскар, то для резидентов палат зарплата как для одного российского политика "Аллах послал". Но, автор всё таки считает, что благословение Всевышнего и финансовая стабильность президентов адвокатских палат не образуют корреляцию. А вот между ростом ежемесячных поборов с адвокатов и зарплатой президентов палат в том числе на вновь изобретаемые фонды (приобретение нового замка и обновление конюшни), да такая корреляция, безусловно, есть
Таким образом, для многих адвокатских палат очевидна ситуация конфликта интересов ( для Мордовии доказана), однако ФЗ-63 не содержит механизмов препятствующих злоупотреблению властью со стороны президента палаты, не предусматривает даже оснований для отвода составам квалификационной комиссии и совету палаты при рассмотрении дисциплинарных дел теми адвокатами, которые заинтересовались корпоративной политикой.
Устранить эти недостатки закона об адвокатуре призваны новые поправки в закон, однако, существующую механику "царь-горы" они не отменяют, а значит главные причины адвокатских войн устранены не будут: власть президентов адвокатских палат останется абсолютной, а растрата адвокатских фондов останется безнаказанной и превратиться из тихого присвоения в открытый грабёж (адвокатские палаты обяжут публиковать финансовую отчётность и скорее всего ФПА выбьёт себе право по самостоятельно устанавливаемой палатами (читай единолично президентами (хотя уместнее называть их царями)) форме, те не менее обобщённой той. что они итак сдают в Минюст России.
В следующей публикации самое время рассказать про Орду и Альянс про стороны Broodwar адвокатских войн и соответственно привести сведения о лидерах фракций.