Найти тему
Базон Хикса

Россия методично продвигает СМП. Контейнеровозы колеблются

Арктическое судоходство вдоль северного побережья России обеспечило рекордные объемы перевозок за последние шесть лет, причем грузооборот увеличился с 1,6 млн тонн в 2013 году до 20 млн тонн в прошлом году. Однако эти темпы роста не связаны с контейнерными перевозками, за исключением небольшого испытательного рейса Maersk в сентябре 2018 года. Фактически, три из пяти крупнейших мировых контейнерных судоходных компаний пообещали не работать в Арктике, ссылаясь на экологические проблемы.

Министерство по развитию Дальнего Востока России выдвинуло предложение о создании государственной контейнерной судоходной компании, предлагающей услуги на маршруте между Мурманском на Западе и Камчаткой на востоке. Это новое предложение еще раз подтверждает, что превращение СМП в крупный и полнофункциональный судоходный маршрут является национальным приоритетом для России и лично президента В.В.Путина.

Однако это также свидетельствует о том, что для привлечения бизнеса и судоходных компаний к использованию данного маршрута требуются крупные многомиллиардные инвестиции: на проекты от строительства ледоколов и поисково-спасательной инфраструктуры до новых портов. Новое российское предложение, которое было выдвинуто после отказа трех крупных компаний-контейнероперевозчиков — CMA CGM, MCA и Hapag Lloyd, — от использования арктических маршрутов, может быть признанием того, что потребуются дополнительные государственные субсидии для преодоления экономических и политических издержек, которые несут западные компании, работающие в регионе.

Российское предложение предусматривает доставку контейнеров фидерными судами из крупных европейских или азиатских портов в хабы в Баренцевом море и Беринговом проливе, где контейнеры будут перегружаться на суда ледового класса для преодоления 3500 морских миль в арктических водах. Детали проекта далее будут прорабатываться Министерством совместно с московским аналитическим центром «Сколково».

В соответствии с этим предложением транспортные компании могли бы переложить трудности, связанные с преодолением наиболее сложной части арктических вод, на эту вновь созданную компанию, которая возьмет на себя риски судоходства в ледовых условиях. Такой подход отражает план российской газовой компании «Новатэк» по перевалке СПГ на концах маршрута с целью снижения транспортных издержек.

Заместитель министра Александр Крутиков поясняет, что высокая стоимость страхования и необходимость использования специализированных судов ледового класса делают маршрут непривлекательным для большинства крупных судоходных операторов, несмотря на то, что СМП является самым коротким морским путем между Европой и Азией.

“Это существенно снижает транспортные расходы, так как иностранным компаниям арктические суда не понадобятся", — констатирует Крутиков. «Государство оплачивает арктическую часть, а остальные расходы грузоотправители покрывают сами.”

Достаточно, чтобы привлечь контейнерные перевозки?

Эксперты в области судоходства давно ставят под сомнение экономическую целесообразность отправки контейнерных грузов через Арктику. В целом ряде исследований по этому вопросу делается вывод о том, что сетевая логистика контейнерных перевозок, надежность графиков и размер экономии ставят под сомнение целесообразность использования СМП в качестве короткого пути между Европой и Азией.

Контейнерные транспорты следуют по фиксированным маршрутам с десятками крупных портов, работают по точному графику и используют крупнейшие из существующих в мире судов, перевозящих до 20 000 контейнеров. А в Арктике есть лишь несколько крупных портов, графики должны быть гибкими из-за льда или непредвиденных погодных условий, и размер судов ограничен.

“Из-за мелководных проливов большие — и самые экономичные — контейнеровозы не могут там пройти, маршрут используется только часть года, и даже в летний сезон лед может задерживать движение, что делает невозможным гарантию своевременных поставок”, — подтверждает старший научный сотрудник Института Фритьофа Нансена Арильд Муэ.

Замминистра Крутиков, однако, выражает оптимизм по поводу того, что стоимость перевалки может быть сохранена на низком уровне и “должна быть ниже, чем через Суэцкий канал, по крайней мере на первом этапе”, в ходе которого Россия будет активно продвигать маршрут.

Способ избежать негативного пиара?

Российская государственная контейнерная судоходная компания, если будет создана, может стать способом для западных судоходных компаний обойти свои обязательства не работать в Арктике. Глобальные судоходные компании могут рассмотреть возможность доставки контейнерных грузов в перевалочные узлы далеко за пределами покрытых льдом вод, передавая другой компании ответственность за навигацию по рискованному арктическому участку, чтобы получить свои контейнеры через неделю (или около того) на другом конце СМП. Ранее сообщалось, что датская судоходная компания Maersk намерена сотрудничать с российским Атомфлотом в рамках организации перевозок по этому маршруту.