Найти тему
Высота

22/06/42 г. – начало операции «Горб» в треугольнике Китай-Бирма-Индия

Статистика потерь операции:

  • до 600 самолётов было потеряно;
  • более 1300 членов экипажей погибло;
  • 345 объявлены без вести пропавшими;
  • около 1200 человек эвакуированы после спасательных операций.

На этом театре военных действий (ТВД) не было самым страшным оказаться напротив вооруженного врага. Главными соперниками в противостоянии были природные стихии – дожди, ветра, ураганы, жара, низкие температуры, болезни.

-2

Действия авиации на этом ТВД больше напоминало коммерческие перевозки, но с убытками, а не прибылью. Человеческие и материальные потери были значительнее боевых потерь на многих фронтах Второй Мировой войны.

Речь идёт о перевозке грузов через высочайшую горную систему планеты Гималаи и прилегающие к ней пустыни. В этой статье будет рассказано только о воздушной операции «Hump», по-русски (Горб).

-3

Испытания, выпавшие на долю мальчишек сидящих за штурвалами транспортных самолётов сделало их неизвестными героями неизвестной войны. По количеству погибших и пропавших без вести этот горно-тропический треугольник мог бы состязаться с Бермудским.

На воздушных маршрутах «Горба» был отлажен круглосуточный поток военных грузов в Китай. Самым необходимым ресурсом для Тихоокеанского театра военных действий было авиационное топливо.

-4

В среднем, на доставку 1 тонны в Поднебесную затрачивалось 2 тонны самими самолётами-танкерами, это при попутном ветре. Расход увеличивался в несколько раз при встречном потоке.

У пилотов летящих над красивыми горными пейзажами не было права на ошибку. Они не могли спуститься на нижние эшелоны, чтобы не испытывать кислородное голодание. Под ними были самые высокие горы мира.

-5

Встреча с японскими истребителями практически означала гибель, так как вооружение было снято для увеличения грузоподъёмности. При этом самураи не были главной причиной потерь на этих авиалиниях.

Непрерывный поток военных поставок в основном шёл из аэродромов индийской чайной провинции Ассам в китайский Куньмин. Во многом, благодаря им, поддерживалась боеспособность китайской армии и оперативной группы ВВС, а также 14-й воздушной армии США.

-6

Первым заданием для транспортного коридора было формирование запаса топлива для самолётов рейда Дулиттла. Но ранний старт с авианосца «Хорнет» не дал им возможность долететь до заправочных баз, находящихся в глубине Китая.

Первыми на маршрут встали 27 самолётов DC-3, C-39 и C-53 и 1100 человек с британской авиабазы ​​«Нью-Малир», в индийской пустыни Синд. Грузы шли через восточную часть Гималайских гор.

-7

Горный хребет протянувшийся от западного Китая до Северной Бирмы, с высотой гор от 8000 до 3500 метров, отличался малым количеством навигационных средств, практически отсутствующим управлением воздушного движения. К этому надо добавить, отсутствие связи, ненадёжные аэронавигационные карты и экстремальные погодные условия.

-8

Диспетчерские вышки были только на конечных точках маршрутов, как и самонаводящие маячки. Очень часто они, из-за темноты, туманов и ураганов, были единственными ориентирами для выполнения посадки на аэродромы, по приборам.

Вспоминает лейтенант Джей Виньярд, пилот самолёта «Хаммер С-46»: «Нас посылали туда, чтобы посмотреть из чего мы сделаны. Сначала взлёт перегруженного транспорта с короткой полосы, потом муссонные дожди, как из ведра и сразу ледяной ветер над Гималаями. Все сразу: обледенение, низкое давление и недостаток кислорода».

-9

Везло не часто, это когда рейс обходился без сильного дождя, грозы или тумана, погода на период с мая по октябрь, а зимой без экстремального ветра до 160 км. в час с разрушающей самолёт турбулентностью.

Особыми условиями отличались ночные полёты. Самолёт вели по приборам. Даже в дневное время редко использовались ориентиры, из-за погоды. Ночью надежды, на ориентиры на земле и горизонте, не было.

-10

Один из жестоких рейсов в ночь с 6 на 7 января 1945 года испытал лейтенант Карл Констейн.В эти два дня было потеряно 15 самолётов с экипажами. 800-километровый перелет прошел в эпицентре шторма с сильной турбулентностью и обледенением с придавливающими к горным массивам нисходящими потоками, потребовал всех физических и моральных сил.

В операции «Горб» были задействованы Douglas DC-3, C-39, C-53 и военный самолёт Douglas C-47, позже C-87 и его модификация танкера C-109. С апреля 1943 года Curtiss C-46. Douglas C-54 Skymasters был добавлен в феврале 1944 года.

Curtiss C-46
Curtiss C-46

Весь персонал, участвующий в операции, жил в палатках или бамбуковых домиках, в редком случае, в бунгало на чайной плантации. Большая часть года: муссоны, сырость, море грязи, плесень, высокая влажность и жара, а ещё плохая питьевая вода, дизентерия и малярия.

Операцию начали 27 самолётов, к середине войны их число достигло 369 и в конце 722 транспорта.

Дуглас С-54
Дуглас С-54

Грузы, перевозимые через «Горб»:

  • бензин, в 55-галлонных бочках;
  • стрелковое оружие и боеприпасы;
  • небольшой транспорт;
  • тяжелая техника, в разобранном состоянии;
  • грузовые и авиационные двигатели;
  • боеприпасы для авиации;
  • Минометы и снаряды к ним.

К концу войны численность персонала выросла до 84 000 человек, 4400 пилоты. Доставлялось до 70 тысяч тонн груза в течение месяца. В самый активный период работы авиалифта самолёты взлетали каждые три минуты.

-13

Самолёты и пилоты операции «Горб» в послевоенный период стали основой гражданской грузовой транспортной авиации США и перевозили грузы по всему миру. Опыт масштабных авиационных перевозок был использован при организации снабжения Западного Берлина.