Большинство из вас уже, наверняка, определились с направлением итогового сочинения и с произведением, которое хотите взять для аргументации. А определились ли вы со своей позицией по выбранному направлению?
Как стандартно идет подготовка к сочинению в 80% случаев:
Путь 1: есть произведение, которое нравится. Его вы стараетесь любым возможным способом «пристроить» к направлению и темам сочинения.
Путь 2: пользуетесь списками произведений по направлениям, выбираете что-нибудь небольшое по объему и тоже стараетесь продумать максимум тем с этим текстом.
Допустим, я люблю «Мастера и Маргариту», потому что там Воланд и всё таинственно, а я тот ещё мистификатор. Прочитала у блогеров, что произведение подходит к направлению сочинения «Он и она» – в обсуждении отношений я тоже спец. Решено! Беру!
Какие мысли об отношениях стандартно аргументируют «Мастером и Маргаритой»? Героиня на всё готова ради любимого: и продать душу, и стать королевой дьявольского бала. Дальше что-нибудь про вечную любовь, самопожертвование и растворение в любимом.
Что делать, если я такой позиции не разделяю? Мне не кажется, что нужно жертвовать собой, а роман так нравится, что уже выучила 7 страниц цитат. Нравится из-за Воланда, а рассуждать буду об отношениях других героев. Будет такое сочинение хорошим? Не уверена. Получится, что я напишу не о том, о чем действительно думаю, а просто соглашусь с текстом. В подобной ситуации автора в сочинении не будет видно.
Вы напишете хорошо только о том, в чем будете сами уверены. Значит и произведение надо подбирать так, чтобы СОВПАДАЛО с вашей позицией, а не просто нравилось.
Резюмирую: прежде чем браться за произведение, определитесь со своей точкой зрения по направлению.
Если очень нравится какой-то текст, ответьте себе на вопросы: чем нравится, что именно в нём привлекает, кто из героев близок, почему. Исходя из этого, можно скорректировать выбор направления. Уж если нравится Воланд, имеет смысл обратить внимание на «Добро и зло», а не на «Он и она».