Сейчас принято считать брежневские времена СССР – временем стабильности и процветания. Во многом так оно и было. Строились огромные заводы, ледоколы, космические корабли. Благосостояние населения постепенно росло. Крепла дружба между братскими народами Советского Союза. Радовали Большой театр и сборная по хоккею. Вся мощь вооруженных сил стояла на страже Родины. Жизнь текла как-то неспешно, лениво. И во внешней политике тоже. Нет, были, конечно, дежурные встречи с Эрихом Хонеккером или Николае Чаушеску, но это были НАШИ люди, и встречи с ними ничего не меняли.
Гораздо интересней было, если в Москву вдруг засобирается лидер какого-нибудь африканского или азиатского государства. Еще за месяц до своего прибытия он становился главной темой для советских газет, радио и телевидения. Помню, как в 1977 году в Москву с официальным визитом собрался глава Эфиопии Менгисту Хайле Мариам. Я тогда был совсем ребенок и газет не читал, но это трудное для русского уха имя неслось буквально из каждого утюга и запомнилось мне навсегда. Учитывая, что 99,9 % советских граждан о таком и не слыхивали, приходилось объяснять, что «товарищ Менгисту Хайле Мариам…» – марксист и большой друг нашей страны. По отбытии высокого гостя на Родину еще месяца два СМИ взахлеб рассказывали, как его визит повлиял на «дружбу между советским и эфиопским народами, установления мира на Африканском континенте и разрядку мировой напряженности». Менгисту наш народ полюбил. Еще он полюбил ангольского лидера Антонио Агостиньо Нето - тот тоже был марксист. А вот премьера Родезии Яна Смита мы всей страной ненавидели.
Еще одним культовым событием эпохи стали телефонные переговоры между Брежневым и Индирой Ганди в 1981 году. О том, что это историческое событие состоится огласили если не за месяц, то недели за две точно. На следующий день после разговора во всех передовицах газет были по два фото: на первом Леонид Ильич с телефонной трубкой; на втором Индира Джавахарлаловна с телефонной трубкой. В текстах сообщалось, как этот разговор «способствовал укреплению дружбы между нашими народами, способствовал делу мира и разрядке напряженности». В том же году даже вышла почтовая марка-триптих «CCCР - ИНДИЯ. Открытие линии тропосферной связи». Какой масштаб события!
Кто-нибудь, если он не профессиональный политолог, может сказать с главами каких государств и сколько раз встречался Путин в текущем году? Сколько международных встреч на высшем уровне он провел на нашей территории и сколько за рубежом. Сколько раз он встречался с тем же Эрдоганом? Или Си Цзиньпином? А с кем он поболтал по телефону, это вообще уже никого не интересует. Но выходка нашего президента 23 октября!.. Хлопнул в ладоши, свистнул… И в Сочи прилетели все главные африканские негры и арабы. И снова 99,9 % российского населения этих людей знать не знает. Да и не надо. Усадил всех скопом в актовый зал, разъяснил политику партии… Не партии, России. И давайте теперь дружить! Взаимовыгодно. При помощи повышения товарооборота.
Столько бы энергии и напора членам брежневского Политбюро. Может быть и Советский Союз сейчас был бы жив. И был бы мощней Китая.