Хотите лучше понять одного из величайших философов всех времен? В этом посте я помогу вам лучше понять моральную философию Канта. Изучите 3 ключевых понятия, которые лежат в основе его деонтологической этики : справедливость, моральная автономия и априорный метод.
Ключевая концепция No 1: правосудие
Первая ключевая концепция для лучшего понимания кантовской этики - это «справедливость».
Справедливость - это вопрос справедливого и равного отношения к людям. Чтобы увидеть это, давайте возьмем знакомый случай из детства. Когда родитель попадает к ребенку, который делает что-то, что он велел ребенку не делать, он обычно говорит эту классическую фразу: «Делай, как я говорю, а не так, как я». естественный ответ: «это не справедливо!»
Кант считал несправедливым и несправедливым исключение из себя. Мораль требует последовательности. Это требует применения к себе тех же правил, которые вы применяете ко всем остальным. Проверка Кантом морали действий, которую он называет «категорическим императивом», опирается на понятие справедливости. Вы должны действовать в соответствии с правилами, которым могут следовать все, в том числе и вы сами.
Последняя особенность справедливости, связанная с Кантом, заключается в том, что люди получают то, что заслуживают. Для Канта это неправильно, когда люди получают то, чего не заслуживают, или когда люди не получают того, чего заслуживают. Это один из способов отличить моральную философию Канта от утилитарных теорий, основанных на пропаганде счастья.
Кант считал, что счастье ценно только при условии, что оно заслужено.
Ключевая концепция No 2: Моральная автономия
Второе ключевое понятие - «моральная автономия». Две формулировки категориального императива Канта основаны на его обязательствах в отношении этого ключевого понятия.
Для Канта вы морально автономны или свободны, когда можете применить моральный закон к себе. Это способность навязывать себе моральный закон или обязательство, которое делает вас морально автономным. Свобода подразумевает отсутствие внешних препятствий, а также выбор правильных причин делать то, что требует моральный закон.
Как объясняет Джон Кристман в статье из Стэнфордской энциклопедии философии:
Самостоятельное навязывание морального закона является автономией. И поскольку этот закон не должен иметь содержания, обеспеченного смыслом или желанием, или каким-либо другим условным аспектом нашей ситуации, он должен быть универсальным. Следовательно, у нас есть (первая формулировка) категорический императив, согласно которому мы должны действовать только в соответствии с теми принципами, которые мы можем последовательно использовать как универсальный закон.
Основа морали для Канта находится в универсальном моральном законе. Это должно быть обязательным для всех разумных существ. Это не может относиться к конкретным людям, потому что у них есть определенные желания, интересы и склонности. Таким образом, чтобы действовать морально, вы должны использовать моральную автономию, чтобы подчинить себя обязательствам, которые могут в равной степени применяться ко всем. Вы не можете сделать исключение из себя, основываясь на непредвиденных обстоятельствах вашей физической ситуации или психологии.
Мы приходим ко второй формулировке категорического императива через моральную автономию, когда мы думаем о моральной ценности. Моральная автономия, как продолжает Кристман, «является основным источником всей моральной ценности, поскольку ценить что-либо (инструментально или внутренне) подразумевает способность делать ценностные суждения в целом». И мы обязаны уважать себя из-за нашей моральной автономии. Навязывая нам моральный закон, мы совершаем поступки, которые имеют моральную ценность. Для этого мы должны доверять нашей способности выносить такие ценностные суждения.
Но, поскольку моральная автономия, для Канта, не полагается на случайные черты нас как личностей, то мы должны оказывать такое же уважение всем остальным разумным созданиям, учитывая их способность самостоятельно навязывать себе моральный закон. Вот почему мы должны относиться к людям как к самоцелям, а не как к простым средствам. Мы обязаны морально уважать человечество в других в свете их способности к моральной автономии. Мы не можем не уважать эту способность, рассматривая их как простые инструменты, служащие нашим личным целям. Итак, второй категорический императив вытекает из соображений, связанных с моральной автономией.
Действуйте так, чтобы вы использовали человечество, будь то в вашем собственном лице или в лице любого другого, всегда в то же время как цель, а не просто как средство. Иммануил Кант
Ключевая концепция No 3: априорный метод
Последнее ключевое понятие для глубокого понимания Канта - это понятие априорного метода. Кант довольно застенчиво говорил о моральной методологии. Мало того, что он выплевывал моральную философию первого порядка, он также говорил о методе, которым он это делал. Другой способ сказать, что соображения методологии сформировали итоговую теорию, которая возникла с использованием такой методологии.
Сначала давайте посмотрим, что такое априори. Априори - это причудливый термин «до опыта». Априорные истины - это истины, которые не полагаются на опыт для их истинной ценности. Классические априорные истины - это истины математики. Это 2 + 5 = 7 не требует двух вещей в опыте плюс пяти вещей в опыте, в сумме до семи, чтобы быть правдой, что 2 + 5 = 7. Концептуальные и логические истины часто рассматриваются как априорные истины.
Давайте свяжем это с априорным методом. Кант считал, что не стоит основывать мораль на опыте. Мы не хотим смотреть на опыт и видеть, что думают люди, и позволить этому формировать то, что является моральным. Вместо этого априорный метод использует разум, чтобы взглянуть на содержание моральных понятий и принципов.
Для Канта апостериорные соображения просто портят требования морали. Вот почему требования рациональности должны быть обнаружены априорными методами, такими как анализ концепций.
Такое методологическое обязательство влияет на возникающую моральную теорию, а для Канта мораль в конечном счете связана с принципами и законами, которые формируют волю. Такая воля предполагает способность разума принимать решения и ставить цели и задачи.