Продолжаем говорить о венецианском Арсенале, и на этот раз коснемся процессов, которые происходили внутри его стен.
Начало статьи можно найти по ссылке: с чего все начиналось
Напомню, что уже в XII веке Венеция поставила производство галерного флота на поток, и для этих целей консолидировала все городские верфи в одном месте, а также, что было одним из самых революционных решений своего времени, пришла к разделению трудовых операций.
Итак, как же это работало?
Централизация рабочих процессов в Арсенале была поистине революционной. Постройка кораблей и корабельных снастей традиционно проходила в небольших мастерских, разбросанных по всему городу, но теперь была консолидирована в едином комплексе, защищенном высокими стенами, что делало Арсенал также и крепостью. Внутри размещались все этапы судостроения и ремонта, а также производство парусов, канатов и весел. В нем находились кузницы, делавшие корабельные заклепки, железную фурнитуру и оружие, литейные мастерские, производившие якоря, а позднее пушки и ядра, а также склады для хранения всех необходимых в производстве материалов.
Арсенал был настолько важен для города, что ежедневно напоминал о себе жителям Венеции звоном Марангона (иначе зовущегося колоколом плотников), доносившегося с колокольни на площади Сан-Марко, и обозначавшего начало и конец каждого рабочего дня. Его работники, именуемые arsenalotti, считались высшей кастой среди всех ремесленников, пользовались особыми привилегиями и непосредственно общались с властями города. Надзор за ними осуществлялся особой группой избранных дворян, которые жили прямо при Арсенале. Адмирал, непосредственно руководивший судостроением, носил алую мантию и занимал почетное место в церемониальных процессиях и совете города.
Все производство в Венецианском Арсенале было построено вокруг двух главных принципов: специализации и контроля качества. Для каждого процесса существовала своя гильдия и отдельный орган контроля. Главными гильдиями были гильдии плотников, которые обрамляли корабли, конопатили их, занимались обшивкой и делали весла. Меньшими по значению считались гильдии мачтовиков, шкивов и орудийных подвод, резчиков по дереву, пилильщиков, кузнецов и литейщиков. Даже у паромщиков, которые сплавляли древесину с континента в Венецию, была своя гильдия.
Плотники и конопатчики проходили тщательное обучения, которое начиналось в 10 лет и растягивалось на срок от шести до восьми лет. Признание мастера зависело от экзамена, который он должен был пройти перед лицом глав Арсенала. Тщательность, с которой государство контролировало каждый этап производства, была вызвана и глубоким страхом перед морем. Корабль, его экипаж и тысячи дукатов ценного товара могли быть потеряны из-за одной ошибки в конструкции, одной неловко забитой заклепке, одной гнилой балке; поэтому работа каждой отдельной производственной линии становилась предметом постоянного контроля. Инспекторы ежедневно проверяли качество работы конопатчиков, плотников и прядильщиков канатов. Плохое качество на любом из этапов могло стать причиной увольнения целой бригады ремесленников.
Чтобы мотивировать этот нелегкий и требовательный труд, в Арсенале находился постоянный запас вина, которое приносили прямо на рабочее место по шесть раз в день. Работники Арсенала потребляли 600 000 литров вина в год, что составляло около 2% годового бюджета всей Венецианской Республики. К XVII столетию вино начали раздавать прямо из фонтана, который имел пропускную способность в 10 литров в минуту или более 6000 литров за одну рабочую смену.
Арсеналотти работал по 11 часов в день летом и 6 зимой. Основу рабочей силы составляли порядка 2000 квалифицированных ремесленников, вокруг которых концентрировалась армия неквалифицированных рабочих и помощников. Несмотря на суровые условия работы, арсеналотти пользовались исключительными привилегиями. Они имели почти гарантированное пожизненное трудоустройство и пользовались первым европейским аналогом пенсионной системы: независимо от того, насколько старым или немощным был человек, ему продолжали платить за то, что он просто появлялся на рабочем месте. И в Арсенале работали не только мужчины. В парусных мастерских работало несколько бригад по 100 женщин, занимавшихся шитьем и починкой парусов.
Но все процессы Арсенала были завязаны на его кораблестроителей, которые закладывали основу каждой галеры. Именно на них лежала вся ответственность за качество судостроения. Немаловажно, что они работали на глаз и доверялись инстинкту, а не точным чертежам планов, и конечно же, передавали секреты своего ремесла от отца к сыну. Династии этих мастеров непрерывно совершенствовали венецианское судостроение на протяжении двух веков, превратив знаменитую галеру в самое опасное и эффективное боевое судно Средиземноморья.
Легкая, узкая, быстрая и маневренная, с низкой осадкой, венецианская галера была разработана прежде всего быстрого хода на веслах — она могла развивать до 7 узлов с хорошо смазанным корпусом и 26 ударами весел в минуту. Ключом к таким показателям является форма корпуса и размещение гребного оборудования - скамей и уключин. Все остальное, даже мореходные качества, были второстепенным относительно боевых. Чтобы получить эргономическое преимущество, кораблестроители задавали галерам низкую осадку, с одной стороны, превращая их в плохое мореходное судно, но при этом — в великолепный военный корабль.
Венеция щедро одаривала своих самых талантливых судостроителей, и конкуренция среди них была жестокой. На рубеже XV столетия ведущими кораблестроителями были Баксони, выходцы из Греции. После смерти патриарха семьи Теодоро Баксони, венецианские чиновники сохранили некоторые из созданных им галер в качестве прототипов, а затем попытались переманить в арсенал его племянника, Николо Палопано из Родоса. Потребовалось 17 лет, чтобы соблазнить его переехать в Венецию, где он встретил яростную конкуренцию со стороны местного мастера Бернардо ди Бернардо.
Республика приняла обоих мастеров и спустила на воду недавно сделанные ими галеры, но финальное решение было за Морем: в 1437 году венецианские чиновники уволили Бернардо после того, как некоторые из его торговых галер погибли в шторме. Корабли, сделанные по проекту Николо стали основной для дальнейшего строительства флота. Он передал свои ремесленные секреты своему сыну Джорджио, занявшему его место после смерти. Наследовали ему, в свою очередь, мастера из семейства Брессани, венецианской судостроительной династии, руководившей Арсеналом в первой половине XVI века. Брессани не только довели военную галеру до нового уровня совершенства, но и построили инновационные корабли для охоты на пиратов.
Огромное внимание к деталям и постоянная проверка морем и военными кампаниями создали уникальное преимущество для венецианских кораблей. Усилия всего государства по контролю и интеграции всех этапов производства начинались с этапа заготовки сырья и заканчивались готовыми боевыми судами. Поставки древесины были вопросом государственной безопасности, поскольку флот требовал огромного количества дуба для киля и других деталей каркаса, лиственницы и пихты для мачт и бука для весел. Одним из примеров бережливого и эффективного применения материалов может служить тот пример, что одно зрелое буковое дерево позволяло изготовить шесть 9-метровых весел из необходимых на одну галеру 180. К середине XV века руководители Арсенала контролировали материковыми леса вокруг Венеции, создавая точные карты поставки древесины вплоть до маркировки отдельных деревьев и выборки ценных образов для государственных нужд. Плотники лично посещали леса, чтобы выбрать подходящие деревья, а отдельный цех обеспечивал запас кривых дубов для килей, для чего некоторые деревья специально выращивали с заданным изгибом.
Аналогичное внимание было уделено и канатам. Лучшая конопля поставлялась из Болоньи, но она была дорогой и сам город находился под контролем иногда враждебной к венецианцам Флоренции. И чтобы избежать недостатка в материалах, в 1455 году, Венеция наняла опытного болонского производителя конопли за невероятную по тем временам плату, осушила подходящую землю и обучила местное население выращиванию конопли.
Мы узнали о том, как функционировал венецианский Арсенал, первое в средневековой истории предприятие, работавшее по принципам поточного производства и разделения труда. А в следующем тексте я расскажу, как эта великолепная система пришла в упадок и сколько лет потребовалось, чтобы вновь воплотить эти идеи в жизнь.
Душеспасительная литература:
- Crowley R. 'ARSENAL OF VENICE: WORLD’S FIRST WEAPONS FACTORY'. Military History, 2011
- Davis R.C. 'Shipbuilders of the Venetian Arsenal'. JHU Press, 2009
- Guilmartin J.F. Jr., Guilmartin J.F. 'Galleons and Galleys'. Cassell, 2002
- Gies F., Gies J. 'Cathedral, Forge, and Waterwheel: Technology and Invention in the Middle Ages'. Harper Collins, 2010
- Lane F.C. 'Venetian Ships and Shipbuilders of the Renaissance'. Pickle Partners Publishing, 2018
- Roser, C. 'Faster, Better, Cheaper' in the History of Manufacturing: From the Stone Age to Lean Manufacturing and Beyond'. Productivity Press, 2016
- Stanton C.D. 'Medieval Maritime Warfare'. Pen and Sword, 2015
Впервые этот опубликован мной на сайте lssrussia.ru
Благодарю за внимание!