Приветствую тебя, мой дорогой путник, сегодня собираюсь поведать о том, почему так называемая «Норманнская теория» о Рюрике сшита в большой мере белыми нитями.
Почему же так?
Давайте разбираться.
Начнём с самого начала, многие узнают о Рюрике из учебников истории, когда ещё учатся в школе.
Некоторые учебники истории описывают как-то подробнее, некоторые совсем опускают данный момент.
Например, по учебнику И.Н. Данилевский и И.Л. Андреев, всё очень скупо по данному вопросу просто:
«…первыми князьями, имена которых сохранились в летописях, были варяги, приглашенные союзом племен. Их звали Рюрик, Трувор и Синеус...»
И даже непонятно, кто они такие, откуда они взялись, почему, зачем и как вообще явились? Вопросы, одни вопросы.
Чуть лучше описано у А.А. Данилов и Л.Г. Косулина в учебнике истории, но тоже не идеально, так как начинается описание с: «Согласно «Повести временных лет…» складывается такое ощущение, что это была единственная книга, и её писал единственный грамотный на всё государство человек.
Ни устные сказания, ни другие источники, ни то, что это теория, ничего такого в учебнике не пишут. Пишут, что вот пригласили они Рюрика и его братьев такими словами:
«Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами».
К данным строкам мы вернемся чуть позже, а пока обратим свой взгляд к учебнику, который более весомо описывает данные события.
Многим может быть знаком учебник под авторством: А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.В. Тырин, пока у них самое лучшее описание, т.к. начинается с момента, что:
«Спустя 300-400 лет после этих событий была записана легенда о призвании на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика».
Это получается, что только в 12-13 веке было первое описание данного события, и то это была ЛЕГЕНДА или ПРЕДАНИЕ, что к тому моменту можно было приписать к ней всё, что захочется и вздумается.
И по легенде его тоже приглашали словами:
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Но здесь нет ни слова о его братьев, как будто их и не было.
Да и другие мало о них могут что-то сказать, только что они «умерли спустя два года» после прибытия, что выглядит странно.
Может они просто куда-то отправились или о них просто не было больше упоминаний и просто записали, что они умерли, так как о них нечего больше сказать, при этом они вполне могли сменить себе имя, но нам, увы, об это неизвестно.
Но вернемся к строкам приглашения, которые сами по себе выглядят, очень сомнительны.
Почему же?
Для начала, слово «Князъ» являлось не титулом и показателем статуса, а временной выбираемой должностью на военное время, на которую избирала вече во время военного времени, если верить тем же учебникам истории. И вдруг почему-то преобразовалось в главу племен или общин?
Как-то странно, не находите?
Дальше подозрительно выглядят слова «владеть нами», это что, древние русичи с того ни сего стали вещью? Имуществом? Рабами, чтобы ими владеть? Что-то какими-то не теми нотками попахивает данные слова.
Да и тоже непонятно, а почему собственно Рюрика именно пригласили? Он был каким-то великим человеком? Воином? Или кем-то другим, что его многие знали и слышали о нём?
Да и что именно «варяг» пригласили, тоже странно, так как они являлись наемниками и чуть ли не пиратами. Как-то сомнительно удовольствие выглядит, что на главу приглашают наемника и пирата.
Прям перед глазами появляется сюрреалистичная картина:
«Собралась вече и говорит:
“Что-то братцы плохо нам как-то живется, Господин нам нужен. Среди наших глав общин/племен и воинов никого нет подходящего. Давайте вон Рюрика позовём”.
“Но он же наёмник и пират?”
“Да не важно, засылай послов”.
Что тоже очень странно, откуда они знали, где он находится? Если он был варягом, то он точно не сидел где-то на одном месте, а должен был участвовать, например, в походах.
У них что, тогда была голубиная почта или голубиный телефон для связи?
Продолжение следует...