Альтернативная история последних ста лет мира. Без чудес и роялей. Только реальная альтернативка. Для ценителей жанра.
МОСКВА. КРЕМЛЬ. ГЕОРГИЕВСКИЙ ЗАЛ. 26 июня (9 июля) 1917 года.
Ханжонков кланялся восторженной публике. Это была самая необычная и одновременно самая небывалая его картина. Картина, которая не только сделает его еще более знаменитым, но и станет новым словом в мировом кинематографе. Еще бы! Даже представить себе тот объем новых решений и новых приемов, которые были воплощены в новой картине, было совершенно невозможно!
А актеры! Ни одного известного или профессионального актера не было задействовано в фильме! Вот уж действительно новое слово в кинематографе!
И как прозаически все начиналось! Два месяца назад он, Александр Алексеевич Ханжонков, был приглашен в Министерство информации на беседу с господином Сувориным. И если по началу это вызвало некую настороженную ухмылку со стороны режиссера и владельца кинокомпании, то вот в процессе… Сказать о том, что мэтр Ханжонков вышел из строящегося здания Министерства совершенно смущенным, это ничего не сказать, ибо разговор с господином Главноуправляющим Министерства…
Александр Алексеевич всегда относился к государственным чиновникам с известной долей пренебрежения, ибо опыт подсказывал ему, что ничего, кроме раздутого самодурства, он там не сможет лицезреть. Но, то, с чем он столкнулся в реальности, совершенно перевернуло все его представления о министерстве, в сферу интересов которого входил теперь и кинематограф.
Серьезные деньги на заказанный фильм. Серьезные ресурсы на его производство. Даже целый батальон Инженерно-строительного корпуса армии и тот был выделен в распоряжение съемочной группы. И эти солдаты с лопатой удивительным образом в кратчайший срок создали под Москвой полный антураж поля боя, со всеми полагающимися укреплениями, ходами, укрытиями, воронками от взрывов снарядов и прочего. Более того, Министерство обороны выделило для съемок требуемое количество солдат, вооружений, орудий всяких. Впервые в жизни Ханжонков не имел ни малейших проблем ни со съемочной площадкой, ни с реквизитом, ни со статистами. Даже прославленные времена работы над «Обороной Севастополя» выглядели лишь репетицией перед главной съемкой!
Но, не это главное, не это! Главное, это сценарий, который получил Ханжонков в Мининформе. Совершенно необычный сценарий. Сценарий, который буквально переворачивает страницу в истории кинематографа не только России, но и всего мира. Причем, на вопрос пораженного режиссера о том, кто же автор этого небывалого сценария, господин Суворин лишь ответил сухо:
- Снимайте.
А затем, в дело вошел сам Государь. И если в начале Ханжонков очень критично отнесся к перспективе вмешательства Высочайшей Особы в творческий процесс, то вот потом…
МОСКВА. КРЕМЛЬ. ГЕОРГИЕВСКИЙ ЗАЛ. 26 июня (9 июля) 1917 года.
Последние кадры слетели с экрана, последние звуки оркестра отыграли специально написанную музыку. «Герои крепости Осовец» поднялись со своих мест яростно аплодируя и выкрикивая различные возгласы.
Я поднялся со своего места в первом ряду и, обернувшись к зрителям, приветствовал их овацией. Да, здесь собрались все герои. Герои, во всех смыслах этого слова. Многие из них видели себя на экране, появление других встречалось ревом восторга, что, как я подозреваю, доставляло немало неприятных минут господину Ханжонкову, но тут не попишешь, ничего тут не попишешь, ибо публика всегда права, а когда публика не совсем права, то посмотри на то, кто эта публика…
А публика эта состояла сплошь из актеров. Актеров этого фильма, которые играли героев этой войны, будучи сами непререкаемыми героями.
Лейб-Гвардии Георгиевский Его Императорского Величества полк был полностью задействован в съемках этого фильма. И каюсь я, не мне пришла в голову эта блестящая идея. Благо и к счастью, у меня все больше и все чаще ведущую роль играют мои министры и мои должностные лица рангом поменьше. Герои этой войны играли в фильме героев Осовца, и я дозволил им отойти от исторической правды, разрешив сниматься в этой картине со своими настоящими боевыми наградами. О чем особо упоминалось в самом начале ленты.
И вот сегодня весь Георгиевский полк был собран в Георгиевском зале Кремля для просмотра фильма, в котором практически все они принимали участие. То и дело в процессе демонстрации фильма в зале раздавались смешки, а то и волны хохота. Присутствующие подзуживали друг друга, смеялись с каких-то моментов и, судя по выражению лица господина Ханжонкова, его это веселье весьма и весьма напрягало.
Однако, к концу фильма даже видавшие виды солдаты, к тому же снимавшиеся в этой картине, все же прочувствовали момент, когда германцы на экране начали готовить баллоны для газовой атаки. В зале висела тишина. Вот мелькают свиные рыла германцев, с одетыми на лица противогазами, вот пошло облако хлора на русские позиции, вот устланные телами окопы защитников крепости… Идут немцы вперед, уверенные в своей победе, уверенные в том, что никто не выжил и никто не будет сопротивляться. Но вот встали «мертвецы». Ужасные, харкающие кровью, с позывами к рвоте (тут гримеры постарались на славу). Встали те, кто был обречен умереть в ближайшие минуты, встали и пошли пошатываясь вперед, сжимая в руках свои трехлинейки с примкнутыми игольчатыми штыками... Шла на экране «атака мертвецов», атака тех, кто шел вперед, зная, что обречен… И побежал германец, объятый ужасом, бежал, бросая винтовки, теряя каски и сапоги…
О чем думали старые солдаты в этот момент? Может вспоминали себя, а может чтили погибших товарищей. Никто у них не спросит и никому они не станут держать ответа.
Так и стояли мы – я и съемочная группа аплодировали героям, а герои-солдаты яростно хлопали нам. Не знаю, часто ли в мировой истории солдаты аплодировали своему Императору, но…
- Братцы! Спасибо вам за все, что вы сделали для России! Ваши подвиги на фронте никогда не будут забыты. Но сегодня вы внесли свой новый вклад в историю нашего Отечества. Все мы знаем множество случаев беспримерной доблести и величайшего подвига нашего доблестного воинства. На каждом участке, каждый из нас являл миру доказательства величия и храбрости русского солдата. И оборона крепости Осовец стала символом мужества и героизма русского человека. И я горд от того, что все роли в этом фильме сыграли вы, мои дорогие и доблестные воины. Кому еще играть героев, как не настоящим героям – кавалерам Георгиевских крестов за храбрость! Спасибо вам от всей нашей России и пусть славятся ваши имена в веках!
Зал взревел. Я же, дождавшись паузы, объявил:
- Братья и товарищи по оружию! Фронтовое братство, как известно, это самое крепкое братство на свете. Братство, скрепленное кровью и потом, братство, проверенное временем и опасностями, братство, достойное таких героев, как вы.
Снова буря восторга. И снова надо дождаться возможности говорить.
- Братья! Этой картиной мы почтили память героев крепости Осовец. Героев, явивших миру пример самого твердого мужества и беззаветной верности своей Отчизне. Мы знаем об их подвиге, и, благодаря вам, этот подвиг станет известным на многие века. Но, я хочу спросить вас – были ли герои крепости Осовец уникальными людьми, выкованными из стали?
В зале повисла тишина. Такого вопроса они никак не ожидали. Я же дождался полной тишины. Дождался и продолжил.
- Чествуя и гордясь беспримерным героизмом защитников крепости Осовец, я скажу лишь одно – это были простые русские люди, честно и до самого конца выполнившие свой долг перед Отечеством. Такие же простые и обыкновенные русские люди, как и многие миллионы других. И сродни былинным героям, наши соотечественники вышли на ратное поле и духом своим великим обратили вражин в бегство!
Снова взрыв восторга.
- Братцы! В ознаменование подвига героев крепости Осовец и всех героев России, я повелел учредить Орден Святого Архистратига Михаила, звание «Герой России» и «Осовецкий крест». Сегодня всем героям Осовца пожалованы почетные звания «Герой России» и «Осовецкий крест», а также даровано потомственное дворянское достоинство. Кроме того, крепости Осовец – даруется почетное звание "Крепость-Герой", 226-му пехотному Землянскому полку – жалуется «Михайловское (Геройское) знамя», Землянскому, Нижнедевицкому и Воронежскому уездам Воронежской губернии даруются гербы и знамена с Осовецким крестом на Михайловской ленте. А всем, кто принимал участие в съемках этого фильма будет вручен особый памятный знак. Носите его с гордостью! И пусть Россия во все века чествует своих героев!
МОСКВА. 26 июня (9 июля) 1917 года.
Возбужденная толпа валила на улицу. Многие барышни продолжали рыдать, а их кавалеры поглядывали по сторонам горящими огнем глазами. Иван Никитин понимал всеобщее возбуждение после просмотра кинокартины. Фильм был очень сильным. В особенности то, что все роли в нем сыграли не актеры, а самые что ни на есть настоящие герои-фронтовики – солдаты и офицеры Лейб-Гвардии Георгиевского Его Императорского Величества полка, где каждый имел минимум один Георгиевский крест за храбрость.
Конечно, Ивана и прочих его сотоварищей, отправляли на просмотр фильма не ради развлечения, ведь им предстояло вести работу среди масс, но фильм потряс Ивана до глубины души. И когда в конце, на черно-белом экране, идущие в свою последнюю штыковую атаку солдаты крепости, подняли над своей цепью залитый красной кровью русский флаг, весь зал встал и в едином порыве запел Гимн России. Зал пел, глядя на флаг, на сменяющие друг друга титры с именами героев обороны крепости Осовец. Пел и по щекам у многих текли слезы…
- Покупайте газеты! Покупайте газеты! Русские войска вероломно атакованы германцами в Париже! Много убитых! Покупайте газеты! Россия прекращает действие «Ста дней для мира» в отношении Германии! Покупайте газеты!
Иван проводил взглядом мальчишку, у которого буквально выхватывали из рук газеты.
- Вот и пришел день расплаты. За все!
Примечания автора:
Предупреждение! Данная книга не содержит космических кораблей, электрических танков, промежуточных патронов, командирских башенок, волшебных чудес "будь - и оно появилось" и прочих роялей.
Если вы готовы, строго исходя из реалий 1917 года, шаг за шагом вместе с главным героем менять историю России и мира, тогда милости прошу! Будет интересно и без завирательной фантазии.
Прода каждый вторник!